0
2535
Газета В мире Интернет-версия

20.12.2016 20:22:00

Судьбу расследования о российских хакерах решат законодатели-республиканцы

Тэги: сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, акт магнитского, иран


сша, президент, трамп, внешняя политика, россия, акт магнитского, иран Фото Gettyimages

Заручившись большинством голосов выборщиков, Дональд Трамп преодолел последний рубеж на пути к инаугурации. В то же время его внешнеполитический курс все еще трудно назвать сложившимся. Открытым остается и вопрос о последствиях для авторитета Трампа расследования о предполагаемом вмешательстве России в процесс американских выборов. О том, удастся ли администрации миллиардера справиться с новыми вызовами в международной и национальной политике, корреспонденту «НГ» Евгению ПУДОВКИНУ рассказал заместитель директора программы «Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований (CSIS, Вашингтон), экс-советник Госдепартамента по вопросам российско-американских отношений Джеффри МАНКОФФ.

– Господин Манкофф, чем может обернуться для Трампа расследование о якобы имевшем место взломе российскими хакерами серверов Демократической партии США?

– Какие-то факты по делу о взломе уже известны, а Барак Обама поручил начать расследование, результаты которого будут опубликованы уже в последних числах января. Именно тогда мы, вероятно, будем знать какие-то вещи подробнее. Пока же заявления Трампа и его приближенных о том, что ничего не произошло, кажутся мне довольно циничными. Такие заявления к тому же создают условия, в которых узнать правду будет очень сложно.

В этом контексте многое будет зависеть от республиканцев в конгрессе. На данный момент они разрываются между двумя опциями. Первая – одобрить подробное изучение всех деталей хакерских атак со стороны России, для этого наделив масштабными полномочиями двухпартийные законодательные комитеты в конгрессе. Вторая опция – провести менее серьезное расследование, которое едва ли сможет подвергнуть каким-то сомнениям результаты выборов или авторитет самого Трампа.

Если двухпартийное расследование состоится и оно покажет, что обвинения в том, что Москва пыталась влиять на ход выборов путем хакерских атак, то у Трампа возникнут серьезные проблемы. Но если республиканцы в конгрессе, например, решат поставить в центр повестки проблему интервенций в зарубежные страны и замести тему хакерских атак, что называется, под ковер, то проблема российского вмешательства в выборы может утратить актуальность и, как следствие, не нанесет вреда самому Трампу.

– Пойдут ли российско-американские отношения при Трампе у власти по традиционной «кривой», когда после нескольких месяцев оттепели оба государства снова возвращаются к антагонизму? Так, например, произошло во время первого срока Обамы. Или же, нежелание США увеличить военное присутствие на Ближнем Востоке вкупе с противостоянием Вашингтона с Пекином помогут России и Штатам достичь устойчивого потепления?

– Существуют конкретные сферы, где США и Россия заинтересованы в обоюдном сотрудничестве и на которых новая администрация попытается сфокусировать внимание. Однако в более общем контексте полагаю, что цикл «потепление–разочарование» с большой вероятностью повторится и в случае с Трампом. Фундаментальные американские интересы не могут поменяться в одночасье. Этому в том числе будет препятствовать инерция со стороны профессиональных дипломатов, конгресса и общественного мнения. Я с трудом представляю себе, чтобы США придерживались тех же взглядов на мир и политику, какими руководствуется Россия. Между тем именно это необходимо, чтобы устойчивое партнерство между Вашингтоном и Москвой стало возможным. Процесс формирования собственных интересов в США и России слишком разный. Так что изначальный энтузиазм, связанный с приходом новой администрации в итоге скорее всего опять сменится взаимным разочарованием.

В случае с Трампом ситуация может принять еще менее неприятный оборот: в отличие от Обамы, Буша-младшего и даже Клинтона он не руководствуется какими-то четкими рамками, правилами в определении и разъяснении задач США, а также своей политической повестки. Поэтому как Россия, так и другие страны могут неверно интерпретировать поведение и намерения Трампа. Россия, например, может посчитать, что США выразили готовность терпеть определенные действия со стороны Москвы, однако в реальности дела будут обстоять иначе. Все это, в свою очередь, чревато кризисом.

– Администрация Трампа может стать самой богатой в американской истории, в кабинет наверняка войдут одни из самых успешных бизнесменов. Стоит ли ждать от них такого же успеха в управлении страной? В чем могут заключаться проблемы, связанные с идеей управлять государством как бизнесом?

– Если вы управляете бизнесом, ваша главная задача – максимизировать прибыль для акционеров. Если вы являетесь лидером государства или дипломатом, то у вас существуют разные, скажем так, акционеры и вам в том числе нужно будет понять, как учесть их различные, порой противоречивые интересы. Это другая среда – иная, чем та, в которой набирались опыта возможный глава Госдепа Рекс Тиллерсон или сам Трамп. Не стоит также забывать, что президенту и членам его кабинета придется находить компромиссы с конгрессом, управлять бюрократией, взаимодействовать с интересами внутри гражданского общества. Большая политика – сфера, которая организована менее иерархично, чем частная компания.

– Насколько назначение Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря нетривиально в историческом контексте?

– Его назначение довольно необычно в некоторых аспектах, но в порядке вещей – в других. В истории США уже фигурировали госсекретари с бэкграундом в сфере бизнеса. Можно упомянуть Джеймса Бэйкера в администрации Буша-младшего. Но, конечно, здесь дело не в том, что Тиллерсон имеет больше опыта в бизнесе, чем в политике. Занимательно скорее то, что политический опыт у него отсутствует вообще.

Стоит обратить внимание и на то, какую именно компанию он возглавляет – не юридическую или консалтинговую, а нефтяную. Exxon Mobil совершает сделки и осуществляет инвестиции по всему миру. Все это, очевидно, вызывает у многих вопросы о потенциальном конфликте интересов – корпоративных интересов Тиллерсона и государственных интересов США. Вдобавок, деятельность нефтяного магната наводит на мысль, стоит ли бизнесмену сотрудничать со странами и лидерами государств, с которыми США предпочитают не иметь ничего общего, в том числе из-за того, что они не следуют нормам демократии и прав человека. В Америке очень много говорят о России, но Тиллерсон вел бизнес и в Африканских странах – Экваториальной Гвинее, Чаде и др. Все это стало бельмом в глазу критиков вероятного госсекретаря: сможет ли глава Exxon вернуться в эти страны и, если потребуют обстоятельства, действовать в отношении их лидеров агрессивно?

– Многие уже спекулируют о том, какими будут взаимоотношения между Рексом Тиллерсоном, советником избранного президента по госбезопасности Майклом Флинном и вероятным главой Пентагона Джеймсом Мэттисом. У каждого из них за плечами огромный опыт в предпринимательской или военной сферах; никто из них прежде не имел серьезного опыта работы на политических должностях. Насколько легко Трампу будет координировать «троицу», учитывая ее авторитет?

Координировать любых людей довольно непросто, а уж ведомства, которые занимаются внешней политикой – подавно. Конечно, персоналии глав этих ведомств тоже будут играть роль, тем более, что их политические взгляды нередко расходятся. К примеру, Тиллерсон, глава крупной нефтяной корпорации, выступает за отмену антироссийских санкций, тогда как Мэттис, ветеран войны, – против такого шага, и настроен по отношению к Москве очень по-ястребиному. Пока что нельзя сказать, как они собираются разрешать эти противоречия – кстати, еще один аргумент насчет политической неопределенности, которую излучает избранный президент.

– Как Трамп, так и два генерала в его свите отличаются неприязнью к Ирану. Стоит ли ожидать от новой администрации быстрых действий по отмене или пересмотру ядерной сделки с Тегераном?

– Что касается Ирана, на мой взгляд, ситуация здесь, с учетом сложившегося мирового контекста, будет продвигаться довольно медленно. Не только традиционные союзники США в Европе, но и Россия являются сторонниками ядерной сделки и не желают ее пересмотра. Поэтому я не представляю себе, как можно найти компромисс между наведением мостов с Россией и пересмотром соглашения с Тегераном. Тут существует деликатный баланс и, полагаю, новая администрация определится со своими приоритетами только спустя некоторое время.

– В какой степени внешнеполитический курс новой администрации будет определяться исполнительной властью, а в какой – конгрессом?

– Последние 20 лет именно президент, а не законодатели, играл превалирующую роль в определении вектора внешней политики США. Я не думаю, что этот аспект каким-то коренным образом изменится. Даже администрация Обамы продолжила этот тренд. Частично, доминирование исполнительной власти – необходимость ввиду постоянных блокировок принятия политических решений из-за партийных разногласий. Еще одной причиной является тот факт, что и сам конгресс не очень хочет брать на себя ответственность за порой очень спорные и сложные решения во внешней политике.

Вместе с тем, будет интересно понаблюдать за взаимодействием республиканского конгресса и новой администрации. Разногласий у сторон найдется достаточно. В частности, многие однопартийцы Трампа не очень тепло относятся к России и будут ставить ему палки в колеса, когда дело коснется «перезагрузки» отношений с Москвой. Некоторые республиканцы в комитете сената по международным делам даже заявляли, что могут препятствовать номинации Тиллерсона на пост госсекретаря.

Хотя конгресс и не определяет внешнеполитическую повестку в целом, он может налагать ограничение на исполнительную власть. Во-первых, если, скажем, администрация захочет применить новые санкции в отношении Ирана на уровне законодательства, чтобы будущие администрации не могли просто так от них отказаться, ей потребуется одобрение конгресса. Во-вторых, законодательная ветвь голосует за бюджет и может не одобрить какие-то отдельные элементы в нем. В-третьих, конгресс имеет право принимать законы по урезанию полномочий исполнительной власти без спроса последней. Акт Магнитского – наглядный пример силы конгресса. Администрация Обамы выступала против, но конгресс все равно закон принял, в том числе при поддержке нескольких демократов, и у президента не было выбора, кроме как смириться с таким решением.

Словом, инициативу во внешней политике проявляет главным образом администрация. Но у конгресса есть возможность вмешаться в принятие отдельных решений и блокировать их. Вопрос России, думаю, может стать одним из таких решений. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
244
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
130
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
143
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
133