0
3620
Газета В мире Печатная версия

14.05.2018 00:01:00

Астанинскому формату мешает опасность новой войны

Пентагон переоборудует нефтяные заводы в Сирии в укрепрайоны

Тэги: астанинский процесс, сирийский конфликт, россия, иран, турция, сша


астанинский процесс, сирийский конфликт, россия, иран, турция, сша Фото John Moore/Getty Images

Сегодня в Астане начинает работу девятая двухдневная встреча по сирийскому урегулированию. Как сообщает МИД Казахстана, помимо государств-гарантов – Ирана, РФ и Турции – в ней примут участие делегации правительства и оппозиционных групп Сирии, а также спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и делегация Иордании. Принятия прорывных решений не ожидается.

По версии МИД Казахстана, «в ходе переговоров в Астане стороны намерены рассмотреть текущую ситуацию в Сирии, в том числе в зонах деэскалации, обсудить гуманитарные вопросы и меры укрепления доверия, а также скоординировать дальнейшие шаги по продвижению процесса урегулирования кризиса в этой арабской стране». 

Как известно, ранее на конференции ЕС и ООН по Сирии в Брюсселе Стаффан де Мистура заявил о несостоятельности Астанинского процесса, если его организаторы не будут способствовать политическому разрешению кризиса в стране. МИД России с такой позицией не согласился и призвал спецпосланника ООН к диалогу и конкретным политическим решениям.

И вот Стаффан де Мистура во главе делегации ООН опять прибывает в Астану, чтобы участвовать в межсирийском диалоге. Хотя, судя по объективным данным, диалог получается однобоким. Как известно, не все представители вооруженной оппозиции в Сирии поддерживали Астанинский процесс и участвовали в инициированном президентом РФ Владимиром Путиным Конгрессе сирийского национального диалога (КСНД), который прошел в Сочи 30 января с.г. Не раз высказывали скептическое отношение к этому процессу и представители международной коалиции во главе США.

Между тем и в ООН, и американцами признается положительным факт создания в Сирии год назад в рамках Астанинского процесса так называемых зон деэскалации (ЗД). Несмотря на все сложности, эти ЗД в основном действуют. Хотя в силу различия геополитических интересов участников Астанинского процесса некоторые ЗД перепрофилировали свои функции. В Восточной Гуте при активном участии России территория ЗД полностью перешла под контроль сил Башара Асада. В Идлибе и кантоне Африн подобную зону контролирует Турция. И тут у Дамаска с Москвой, видимо, есть расхождения. Москва считает занятые турецкими войсками территории как ЗД, а Дамаск эти зоны трактует как оккупационные. В том числе оккупационными территориями считаются и обширные площади Сирии, которые удерживают силы коалиции во главе с США к востоку от Евфрата.

«Астанинский процесс буксует, видимо, еще и потому, что Дамаск и Москва с участием Турции и Ирана контролируют лишь около 60% территории страны, – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – А очень важные в экономическом отношении земли, где имеются многочисленные нефтяные и газовые месторождения, контролируются американцами и их союзниками. Вот они, пытаясь втянуть в зону своих интересов арабские страны, и хотят вместе с ними диктовать свои условия по политическому устройству Сирии». Эксперт отмечает, что в подобном ключе оценивает ситуацию и российский Генштаб. К примеру, совсем недавно, выступая на международной конференции в Москве, начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской заявил, что со стороны Запада и США «мы продолжаем наблюдать попытки размыть результаты сочинского КСНД, предоставить эксклюзивное право эр-риядской группе сирийской оппозиции диктовать свои условия при ведении переговоров по политическому урегулированию». При этом в России отмечают, что Дамаск и Москва готовы в конструктивном ключе вместе с оппозицией работать над новой Конституцией Сирии и вести переговоры как в Астане, так и в Женеве как главной площадке ООН по межсирийскому диалогу.

Но у коалиции во главе с США, видимо, свои планы. Дамаск со ссылками на арабские соцсети сообщает, что «в нарушение всех международных норм и без разрешения законного правительства США и их союзниками в Сирии создано 14 военных баз». Многие из них функционируют на территории нефтегазовых объектов, в основном в восточной части страны. Сирийская военная разведка отмечает, что сейчас в Сирии в опорные пункты переоборудованы нефтяные заводы «Аль-Изба», «Аль-Джафра» и «Аттала». При этом самая крупная военная база США построена на территории нефтяного поля «Коноко» (провинция Дейр-эз-Зор), где размещается до 800 военнослужащих армии США. Именно в районе «Коноко», как известно, в ходе боя ВВС США были уничтожены в феврале 2018 года бойцы-славяне сирийского ополчения, которых ряд СМИ посчитали сотрудниками одной их частных военных кампаний.

После анализа таких данных становится очевидным, что режиму Асада и его союзникам вряд ли удастся политическим путем поставить под свой контроль углеводородную инфраструктуру страны, расположенную восточнее Евфрата. А силовые попытки в этих условиях грозят перерастанием в настоящую войну. При этом подключение к военным действиям Израиля (под видом борьбы с шиитскими формированиями в Сирии) говорит о том, что угроза крупномасштабной войны существует и на западе страны. Борьба с террористами здесь уходит на второй план, а главные мотивы игроков сосредоточены на чисто геополитических и военно-экономических целях.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
1779
Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Оборонное ведомство планирует ограничивать Пекин с помощью союзников Соединенных Штатов

0
1273
Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Надежда Мельникова

Соединенные Штаты перешли от борьбы с венесуэльским наркотрафиком к захватам танкеров

0
1481
Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Алексей Фененко

Логика геополитического соперничества оказывается выше логики экономической выгоды

0
944