0
8814
Газета В мире Печатная версия

10.12.2019 20:06:00

Война в Ливии сталкивает лбами Россию и Турцию

Эрдоган поможет противникам фельдмаршала Хафтара

Тэги: ливия, пне, сарадж, турция, конфликт, хафтар


ливия, пне, сарадж, турция, конфликт, хафтар В ливийском конфликте турецкие власти, в отличие от российских, сделали ставку на Фаиза Сараджа. Фото Reuters

Власти Турции обещают ввести свой контингент на территорию Ливии в том случае, если соответствующий запрос поступит от признанного международным сообществом Правительства национального единства (ПНЕ) во главе с Фаизом Сараджем. Такое заявление в эфире турецкого телевидения сделал президент Реджеп Тайип Эрдоган. Подобный сценарий создает почву для потенциального конфликта с Россией, которой политически ближе Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, находящаяся в противостоянии с ПНЕ.

В разговоре с журналистами Эрдоган отказался считать Хафтара представителем интересов обычных ливийцев. «Национальный представитель Ливии – не Хафтар, а Сарадж», – сказал он. По словам турецкого президента, ливийский кризис получил развитие в том числе потому, что западные столицы, которые выражали свою обеспокоенность по поводу конфликта, проигнорировали международное право. Вероятно, таким образом Эрдоган упрекнул тех на Западе, кто симпатизирует ЛНА. «Если бы Ливия (в лице ПНЕ. – «НГ») пригласила Турцию, конечно, Турция имела бы право войти в Ливию, – сказал Эрдоган. – Мы готовы оказать всевозможную поддержку Ливии».

237-5-2 copy350.jpg
Реджеп Тайип Эрдоган ждет «приглашения»
 в Ливию для турецких сил. Фото Reuters

Теперь легальная база для подобного «приглашения» есть. 8 ноября в Стамбуле власти Турции и ПНС подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое предполагает не только помощь в процессе подготовки лояльных ПНЕ сил, но и укрепление отношений между армиями Триполи и Анкары. Пакет договоренностей, которые в том числе коснулись морских границ Турции и Ливии, вызвали справедливую обеспокоенность стран региона, особенно Греции, Кипра и Египта, которые оспаривают морские территории, попавшие под действие соглашения Анкары и Триполи. Мухаммед Тахер Сияла, министр иностранных дел в правительстве Сараджа, заявил: «Мы оставляем за собой право договариваться с теми, с кем считаем нужным».

В эфире турецкого телевидения Эрдоган пообещал, что ливийский вопрос будет обсуждаться с президентом Владимиром Путиным по телефону – за некоторое время до личных переговоров, которые должны состояться у лидеров двух стран в начале января. «Наша встреча с господином Путиным пройдет в Стамбуле 8 января, где состоится церемония запуска «Турецкого потока». Но еще до нашей встречи я бы хотел провести с ним телефонные переговоры, чтобы обсудить обстановку в Ливии и ситуацию с Хафтаром», – пояснил Эрдоган. Российская сторона публично говорит о равноудаленности от всех сторон конфликта в Ливии, однако слова турецкого президента лишний раз дают понять глубину вовлеченности РФ в ливийский конфликт.

Соглашение между Анкарой и Триполи не могло получить поддержку Москвы. Комментируя документ 6 декабря, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «Есть решение Совета Безопасности ООН, которое нужно уважать.

В этой части, например, легитимно признаваемый парламент Ливии в Тобруке выразил несогласие с подписанным документом». Лавров напомнил, что свою обеспокоенность выразили и соседи Ливии. «Мы не можем этого не учитывать. Конечно, любые шаги, которые предпринимаются «на земле», на бумаге, должны учитывать всю деликатность этой ситуации и максимально способствовать тому, чтобы все, кто мало-мальски имеет отношение к ливийскому кризису, действовали воедино, собирались за одним столом», – сказал министр.

Сейчас ЛНА продолжает наступление на Триполи, анонсированное еще весной этого года. В последнее время появились признаки интенсификации боевых действий со стороны Хафтара. Об этом итальянской газете Repubblica рассказал Мухаммед Тахер Сияла, отметив, что эскалация конфликта произошла из-за прибытия в Ливию российских наемников. «Я думаю, Ливия имеет стратегическое значение для России, – сказал министр Сараджа. – Они хотят войти на нашу землю, и, возможно, они работают над стратегией, которая не может быть активирована сейчас, поэтому их тактика в настоящее время – вмешиваться посредством наемников». Сияла допускает, что предполагаемая российская помощь вполне может дать Хафтару шанс отбить Триполи.

Не стоит забывать, что Хафтар пользуется поддержкой Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Что примечательно, конфликт Эр-Рияда и Абу-Даби с турецким руководством зашел настолько далеко, что они даже выступили на стороне Кипра в его территориальных спорах с Анкарой. Ситуация в Восточном Средиземноморье вокруг углеводородов, расположенных возле кипрских берегов, фактически привела к формированию целого политического блока государств в лице Саудовской Аравии, ОАЭ, Греции и Израиля, которые вступились за Кипр. Кстати, Израиль, как пишет катарская пресса, поддерживает арабских партнеров против Турции и в ливийском конфликте. Его подозревают в поставках оружия ЛНА и тренировке ее бойцов.

«Если мы допустим, что российские силы находятся в Ливии, хотя это до сих пор вопрос, который подлежит дебатам, есть потенциал для противостояния», – заявил «НГ» директор по Ближнему Востоку и Северной Африке в Moscow Policy Group Юрий Бармин, комментируя ливийский аспект отношений России и Турции. Эксперт отмечает: «Сколько ты солдат ни посылай в Ливию, они там не воюют. Бой в Ливии происходит немного иначе, чем в той же Сирии. Ведение боевых действий в городских условиях – это очень редкое явление (для ливийского досье. – «НГ»). Боевые действия выглядят так: летит дрон, который атакует, летит самолет, который наносит удар, а пока царит атмосфера хаоса, территорию занимают силы той стороны, которая это учинила».

В связи с этим военнослужащие в рамках ливийского конфликта не играют значительной роли, подчеркивает эксперт. Бармин приводит следующий пример: в южных районах Ливии Хафтар может просто покупать верность местных племен и локальных администраций. «На побережье Ливии военным делать нечего, – говорит аналитик. – Если это силы, которые должны поддерживать инфраструктуру по запуску дронов и по управлению самолетами, – другое дело».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уровень приема в США не устраивает Эрдогана

Уровень приема в США не устраивает Эрдогана

Игорь Субботин

Турция может отказаться от долгожданного саммита

0
432
Американские вооружения для ВСУ уже в Польше

Американские вооружения для ВСУ уже в Польше

Владимир Мухин

В приоритете союзников Украины – укрепление восточного фланга НАТО

0
512
Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
236
Американо-китайские игры вокруг Украины

Американо-китайские игры вокруг Украины

Владимир Скосырев

Вашингтон требует, чтобы Пекин не поддерживал ВПК России

0
1361

Другие новости