0
4469
Газета В мире Печатная версия

13.02.2023 20:31:00

Слабым звеном в антироссийской коалиции Кипр не станет

Левые силы были близки к победе на президентских выборах, но ее одержал независимый кандидат-центрист

Тэги: кипр, президентские выборы, никос христодулидис, экономический кризис, внешняя политика, турция


кипр, президентские выборы, никос христодулидис, экономический кризис, внешняя политика, турция Никос Христодулидис пусть в два тура и с минимальным отрывом, но все-таки одержал победу. Фото Reuters

На Кипре подведены результаты второго тура президентских выборов. Победу в нем одержал бывший глава МИД страны Никос Христодулидис. Несмотря на небольшой размер его государства, новому президенту придется решать большие экономические проблемы. Его страна пострадала от последствий пандемии и конфликта России и Украины, к тому же ей надо уживаться с Северным Кипром в условиях наращивания амбиций Турцией.

Судя по обнародованным результатам, 49-летний Христодулидис, придерживающийся центристских взглядов, с минимальным отрывом обошел 66-летнего бывшего постпреда страны в ООН Андреаса Мавроянниса, ставленника левых сил. Первый получил 51,9%, второй – 48,1%. После обнародования результатов выборов Христодулидис сразу же дал понять, что рассчитывает не на продолжение борьбы с левыми, а на сотрудничество с ними. «Моя главная цель – как можно более быстрое объединение киприотов», – заявил он. Маврояннис, формально самовыдвиженец, как и Христодулидис, признал свое поражение, несмотря на небольшое отставание, и пожелал удачи победителю. Конфронтацию не предвещает и сравнительно невысокая политическая активность киприотов. Явка во втором туре составила 72,2%, что немногим больше, чем в первом туре, несмотря на решающий этап выборов.

От того, насколько Христодулидис может справиться с новой должностью, для будущего страны зависит многое. Кипр – президентская республика. В ней даже нет должности премьер-министра, функции которого во многом выполняет глава страны. Первым делом после избрания Христодулидис пообещал создать представительный совет министров (в нем будет равное количество мужчин и женщин – таково предвыборное обещание политика), который сумеет привести однопалатный парламент страны к консенсусу.

Так или иначе, ему придется это сделать. У президента нет устойчивой опоры среди законодателей, да и доминирующей силы в парламенте нет. Демократическое объединение (по греческой аббревиатуре – ДИСИ), на которое опирается уходящий 76-летний президент Кипра Никос Анастасиадис, правивший страной 10 лет, имеет в парламенте 17 мест. На втором месте находится Прогрессивная партия трудового народа Кипра (преемница Компартии и одна из сил, на которую опирался Маврояннис) – 15 мест. Прочие фракции – меньше. Христодулидис в борьбе за президентский пост заручился поддержкой разрозненных оппозиционных центристских и проэллинских (то есть выступающих за тесное сотрудничество с Грецией) сил, крупнейшая из которых – Демократическая партия. Она имеет в парламенте девять мест и при этом по многим вопросам сотрудничает с Демократическим объединением.

В общем, конкуренция в кипрской политике высока, а взаимоотношения между различными политическими силами сложные. Это показал и ход предвыборной борьбы. Христодулидис входил в состав правящей партии, но был исключен из нее, после того как решился выдвинуть свою кандидатуру вопреки мнению Анастасиадиса. Президент видел своим преемником председателя ДИСИ Аверофа Неофиту. Он и был выдвинут кандидатом от партии. Однако в первом туре Неофиту набрал 26% и выбыл из борьбы. Христодулидис тогда получил 32% голосов, а Маврояннис – 29%. Кстати, четвертое место с 6% голосов занял представитель ультранационалистических сил, глава Национального народного фронта Христос Христу. Это стало сюрпризом выборов и напоминанием о том, что избиратели могут предпочесть вовсе не тех, на чью победу рассчитывает истеблишмент.

Итоги первого тура заставили Анастасиадиса внести коррективы в свои планы и неявно поддержать бывшего однопартийца. Левые взгляды Мавроянниса президента-правоцентриста не устраивали. А Христодулидис обещал в целом продолжить курс предшественника, особенно во внешней политике. После избрания он пояснил, что уже поговорил на эту тему с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и премьер-министром Греции Кириякосом Мицотакисом. И того и другого новый глава страны заверил в том, что Кипр будет и дальше действовать в русле политики Евросоюза. Это в нынешних условиях нелишне. С 2019 года, когда Христодулидис был в Москве с официальным визитом и встречался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, за ним закрепилась репутация человека, способного идти навстречу пожеланиям Кремля. Теперь же Кипр присоединился к санкциям против РФ. Первые заявления Христодулидиса пока свидетельствуют о том, что слабым звеном в западной антироссийской коалиции он не станет.

Конечно, для кипрских избирателей важно, как новый президент будет проводить внутреннюю политику. Он обещал бороться с коррупцией, сделать бюрократические процедуры прозрачнее, способствовать конкуренции. Непонятно, насколько активно Христодулидис будет заимствовать наработки Мавроянниса: высокий результат оппонента избранного главы государства во многом объясняется привлекательной программой, включавшей в себя как снижение налогов, так и увеличение прожиточного минимума. Политическое будущее президента, конечно, определит его способность справиться с экономическими проблемами страны. Кипр, для которого крайне важен туристический сектор, сильно пострадал от пандемии, а события прошлого года только усугубили ситуацию. Все-таки значительная часть туристов, посещающих остров, – из России и Украины.

Но за рубежом будут следить в первую очередь за внешней политикой Кипра, в частности за его взаимоотношениями с Турцией. Переговоры с турками-киприотами о воссоединении острова зашли в тупик еще в 2017 году. Христодулидис выступает за их возобновление, но каким путем это сделать в условиях, когда турецкие власти все чаще высказываются за официальный раздел острова на два государства, неясно. Разногласия Никосии и Анкары уже сказались на одном важном вопросе: вступлении Кипра в НАТО. За присоединение страны к Североатлантическому альянсу выступает Анастасиадис. Против – представители влиятельных на Кипре левых сил. Они готовы в той или иной мере продолжить внешнеполитический курс предшественника Анастасиадиса, единственного президента страны от Прогрессивной партии трудового народа Димитриса Христофиаса. Тот до самой своей смерти в 2019 году оставался верен марксистским идеалам молодости, выступал за строгий нейтралитет Кипра и считал Россию более важным партнером страны, чем США. Это, правда, не помешало ему вопреки своим предвыборным заявлениям сохранить на кипрской территории английские военные базы, существующие еще с колониальных времен.

Ожидается, что Христодулидис продолжит курс Христофиаса на сохранение нейтралитета страны. Но сделает он это не столько из-за своих убеждений, сколько по прагматическим причинам. Ветировать вступление Кипра в НАТО пообещала Турция, что значительно поумерило пыл даже Анастасиадиса, в мае прошлого года заявившего, что о сроках присоединения к альянсу говорить пока рано. 


Читайте также


Зеленский готов укрыться за столом переговоров от коррупционного скандала

Зеленский готов укрыться за столом переговоров от коррупционного скандала

Наталья Приходко

Новый Стамбульский раунд послужит отвлекающим маневром и для Киева, и для Вашингтона

0
2321
Вице-канцлер ФРГ призвал КНР к посредничеству по Украине

Вице-канцлер ФРГ призвал КНР к посредничеству по Украине

Олег Никифоров

Немецкие социал-демократы пытаются проводить самостоятельную внешнюю политику

0
1315
Готов ли Мадуро обменять нефть на власть

Готов ли Мадуро обменять нефть на власть

0
1692
Трамп по-южноамерикански

Трамп по-южноамерикански

Ирина Акимушкина

Новым президентом Чили станет кандидат, желающий быть похожим на главу США

0
1871

Другие новости