Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани допускает компромиссный вариант – снижение уровня обогащения урана с 60 до 20%, чтобы предотвратить возобновление санкций Совета Безопасности ООН. Фото Reuters
Иран и страны «евротройки» (Великобритания, Франция и Германия) проведут 26 августа новый раунд «ядерных» переговоров. Европейцы настаивают, чтобы Тегеран вернулся к диалогу с Вашингтоном, прерванному из-за 12-дневной войны. Но верховный лидер Али Хаменеи выступает против. На этом фоне растет предчувствие нового конфликта между Ираном и Израилем. Последний недавно впервые подвергся удару кассетной ракеты со стороны хуситов – близких союзников Тегерана. Как пояснили «НГ» в офисе премьер-министра Израиля, еврейское государство готово защищаться от угроз «с любой стороны».
Очередные консультации между Ираном и «евротройкой» пройдут в Женеве. Встреча станет второй по счету после 12-дневной войны. В предыдущий раз представители Исламской Республики и европейских государств проводили встречу 25 июля в Стамбуле. Тогда обсуждалось возможное возвращение санкций Совета Безопасности (СБ) ООН, снятых с Тегерана по условиям ядерной сделки 2015 года. «Евротройка» ультимативно настаивала, чтобы Иран вернулся за переговорный стол с США и смог внести ясность в текущий статус своей ядерной программы, которая, как принято считать, была ослаблена американскими и израильскими бомбардировками. Сообщалось, что Тегеран в Стамбуле подтвердил свои принципиальные позиции по ядерному вопросу.
На сегодня Иран посылает сигналы о нежелании новой войны с Израилем и США, но, похоже, пока не предлагает серьезных уступок взамен. По словам источников британской The Telegraph, в качестве компромисса Тегеран допускает вариант со снижением уровня обогащения урана с 60 до 20% – чтобы предотвратить возобновление санкций СБ ООН и разрастание новой региональной конфронтации. Такой вариант, по словам собеседников The Telegraph, лоббирует секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Против же выступают сторонники жесткой линии. В частности, The Telegraph указывает на то, что оппозицию Лариджани составляет Корпус стражей исламской революции (КСИР) – влиятельная силовая структура.
Вариант с низким обогащением вряд ли устроит США, которые категорично выступают за то, чтобы Иран полностью отказался от национальной программы усовершенствования ядерного материала и закупал уран исключительно за рубежом. Президент США Дональд Трамп уже давал понять, что не готов к компромиссам по этому вопросу, потому что даже гражданская ядерная программа в Исламской Республике создаст риск для других государств Ближнего Востока и спровоцирует ядерную гонку. Кроме того, невыясненной остается судьба запасов уже накопленного Ираном высокообогащенного урана, которые, по ряду предположений, продолжают находиться под завалами разрушенных ядерных центров.
![]() |
Президент Ирана Масуд Пезешкиан (в центре) осматривает центрифуги по обогащению урана. Фото Reuters |
После резонанса, которое произвело письмо, на него пришлось реагировать 24 августа Али Хаменеи – человеку, в чьих руках сконцентрирован весь механизм принятия государственных решений в Иране. Так, он выразил уверенность, что кризис в диалоге с США неразрешим. «Они (противники Ирана. – «НГ») хотят, чтобы Иран подчинился Америке, – пояснил рахбар. – Иранский народ будет противостоять всем своим могуществом тем, кто питает столь ошибочные ожидания». В то же время он заметил, что «люди, которые просят не выдвигать лозунги против США» и «вести прямые переговоры с США», придерживаются поверхностных взглядов. «Этот вопрос (ситуация в отношениях с США. – «НГ») неразрешим», – выразил уверенность Хаменеи.
Тем временем на Ближнем Востоке растет предчувствие очередной войны между Израилем и Ираном. 22 августа йеменская группировка «Ансар Аллах» впервые запустила в сторону еврейского государства ракету с кассетным боеприпасом, которую израильская система ПВО не сумела перехватить. В ответ 24 августа израильская армия нанесла серию ударов по военным и энергетическим объектам хуситов, включая комплекс президентского дворца, две электростанции и топливный склад. Израильские СМИ утверждают, что сейчас командование рассматривает вариант с расширением банка целей в зонах хуситского контроля. Особенно еврейское государство беспокоит то, что арсенал «Ансар Аллах» совершенствуется, судя по всему, при помощи Ирана.
Комментируя в разговоре с «НГ» вопрос, налагает ли еврейское государство прямую ответственность на Иран за последние запуски со стороны хуситов, советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман пояснил: «Израиль не допустит продолжения обстрелов своей территории с любой стороны и делает все возможное, чтобы защитить своих граждан от этих угроз, откуда бы они ни исходили».
На днях генеральный директор Министерства обороны Израиля Амир Барам поручил израильским подрядчикам в США подписать контракт на закупку двух дополнительных самолетов-дозаправщиков KC-46, способных находиться в воздухе до 11–12 часов. Это решение, как отмечают местные СМИ, должно более чем вдвое увеличить возможности ВВС Израиля по проведению операций на больших дистанциях, включая Иран и Йемен. По этим данным, в настоящее время еврейское государство использует группу устаревших самолетов-дозаправщиков Ram, которые должны были быть заменены еще 10 лет назад. СМИ интерпретировали новое распоряжение как элемент подготовки к очередному витку конфронтации с Ираном.
Сам Тегеран уверяет, что готов к любому, даже самому негативному сценарию в Ближневосточном регионе. Так, заместитель командующего КСИР Али Фадави на днях выразил уверенность, что сегодня готовность иранских вооруженных сил (ВС) «намного выше, чем два месяца назад», когда Израиль объявил о начале операции «Народ как лев» и атаковал ядерные и военные объекты на территории Исламской Республики. «Этот успех (национальной оборонной промышленности. – «НГ») был необходим, чтобы укрепить нашу мощь и возможности, и народ видит его проявление в действии, например, во время 12-дневной войны, когда весь мир был полон решимости противостоять Ирану», – подчеркнул Фадави.
Отдельно в Тегеране указывают на то, что страна не находится в состоянии прекращения огня с Израилем и что формально война между двумя региональными противниками продолжается. «Никаких протоколов, положений или соглашений между нами и США или Израилем подписано не было», – обратил внимание недавно старший военный советник верховного лидера Ирана генерал-майор Яхья Рахим Сафави. Отдельно он добавил: «Полагаю, может произойти еще одна война, после которой войн может больше не быть».