В организации Turning point («Поворотный момент»), основанной Чарли Кирком, скорбят о погибшем как нигде в Америке.
Фото Reuters
Громкое преступление, потрясшее всю Америку, может обернуться значительными переменами в жизни страны. Застрелен Чарли Кирк, один из самых известных в США консервативных блогеров и пропагандистов трампизма – так называемого движения MAGA (от расхожего лозунга Дональда Трампа Make America Great Again – «Сделаем Америку снова великой»). По этому поводу американский президент заявил, что будет бороться с организациями, которые «финансируют и поддерживают» политически мотивированное насилие.
Убийство произошло, можно сказать, в прямом эфире. Кирк выступал перед многотысячной аудиторией в кампусе Университета долины Юта. Такого рода публичные лекции, больше похожие на проповеди, были его фирменным стилем.
Он, считавший университеты рассадником левых радикальных идей, обожал говорить со студенчеством о политике и жизни страны. Зловещая ирония судьбы: пуля попала в шею Кирка в тот самый момент, когда он отвечал на вопрос о своем отношении к массовым убийствам с применением огнестрельного оружия (так называемых шутингах, настоящему бедствию Америки). Кстати, понятно, что он бы ответил. Кирк был убежденным сторонником второй поправки к Конституции США, разрешающей свободное владение оружием. «Я думаю, что стоит, к сожалению, смириться с несколькими смертями от огнестрельного оружия каждый год ради того, чтобы у нас была вторая поправка, защищающая наши другие, дарованные Богом права» – эта фраза Кирка, сказанная в 2023 году, теперь часто поминается в соцсетях, где американцы оживленно спорят об этом преступлении.
Мгновенно выстроились параллели между нынешним убийством и прошлогодним покушением в разгар избирательной кампании на Трампа. Дело не только в том, что и там, и там стреляли из снайперской винтовки. Схожи сами жертвы.
Не только взгляды, но и биография 31-летнего Кирка напоминает биографию Трампа. Оба родились, так сказать, с золотой ложкой во рту. Трамп – из семьи строительного магната. Кирк – из семьи весьма обеспеченного архитектора, проектировавшего в том числе Трамп-тауэр в Нью-Йорке, жемчужину бизнес-империи нынешнего президента. Как многократно банкротившийся Трамп сумел создать себе имидж крайне успешного девелопера (а не крайне успешной звезды пиара и шоу-бизнеса, каковым он, по сути, и является), так и Кирк, не получивший диплома о высшем образовании, снискал себе всеамериканскую славу как студенческий активист. В 18 лет он создал организацию Turning point («Поворотный момент»), призванную агитировать молодежь в правоконсервативном духе. Уже в 25 лет Кирк сколотил миллионное состояние на лекциях, книгах и политической активности. За пределами страны он был мало известен, но внутри США у него была довольно большая популярность, причем не без скандального оттенка. Его обвиняли то в расизме, то в ультраправом радикализме, но даже его критики сходились на том, что у Кирка есть будущее в американской политике, на ее крайне правом фланге. Свои таланты на данном поприще он проявил в прошлом году, во время президентских выборов, когда во многом благодаря его усилиям Трамп победил в штате Аризона. Однако в администрацию нынешнего президента Кирк не попал, хотя было много спекуляций на этот счет.
В воцарившейся после выстрелов в кампусе панике убийце удалось скрыться. На момент подписания номера он не задержан. Это открывает простор для предположений о том, кто стоит за убийством Кирка. Трамп обещал, что «найдет каждого, кто причастен к этому злодеянию и другому политическому насилию, включая организации, которые финансируют и поддерживают его». Очень многозначительные слова. Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что немало политиков и общественных деятелей страны восприняли их на свой счет. Не случайно осудить убийство поспешили все хоть сколько-нибудь заметные представители Демократической партии – от крайне левой конгрессвумен Александрии Окассио-Кортес до экс-президентов Барака Обамы и Джозефа Байдена. «Кирк – это, если хотите, молодой Трамп. Выстрелили в него – целились в президента. Во всяком случае, так это преступление могут расценить в правоконсервативных кругах и сам Трамп. А нынешний президент слывет сторонником применения жестких мер. Он вводит Национальную гвардию в города: вспомним Вашингтон и Лос-Анджелес, а сейчас на очереди и Чикаго, куда войска собираются ввести как раз из-за того, что там совершается много убийств. Предположение, что смерть Кирка станет поворотным моментом, поводом, который использует президент для удара по своим противникам, в этих условиях естественно», – сказал эксперт в комментарии «НГ».
Повлечет ли убийство Кирка разгром каких-либо организаций (а это преступление некоторые комментаторы рассматривают даже как черную метку Демократической партии) – еще неизвестно. А вот что точно можно констатировать – так это то, что США начинает захлестывать волна политически мотивированного насилия.
В марте этого года подожгли штаб-квартиру Республиканской партии в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Поджигатели оставили на месте преступления символику ку-клукс-клана. В апреле подожгли дом губернатора Пенсильвании Джошуа Шапиро, представителя Демократической партии. В июне 2025 года были убиты экс-спикер Палаты представителей штата Миннесота Мелисса Хортман и ее муж Марк, оба демократы. Вскоре тот же преступник ранил демократа, сенатора от того же штата Джона Хоффмана. И в Миннесоте, и в Пенсильвании преступники были одиночками, одержимыми ультраправыми идеями. Но Кирк сам, по американским меркам, ультраправый. Кто его убил? Это должно выясниться скоро – иначе в длинном списке претензий, высказываемых Трампу, появится еще одна, возможно, самая серьезная с точки зрения его избирателей.