Хавьер Милей и его сторонники должны придумать, как наладить диалог с оппозицией и не проиграть предстоящие выборы в парламент. Фото Reuters
В Аргентине с 11 сентября восстановлено Министерство внутренних дел. Тем самым глава государства Хавьер Милей отменил одно из своих самых спорных решений, принятых вскоре после вступления в должность. В 2024 году этот президент-либертарианец «понизил» министерство до секретариата, так как выступал за сокращение госаппарата. Восстановление МВД последовало за сокрушительным поражением партии Милея на выборах в Буэнос-Айресе и было воспринято оппозицией как свидетельство того, что он собирается хотя бы частично свернуть свои радикальные реформы. Однако вряд ли это так.
С решения правительства Аргентины о восстановлении МВД закончился эксперимент, который длился более года. В 2024 году Милей на должность премьер-министра назначил Гильермо Франкоса. Он раньше был главой МВД. Тогда же ведомство было понижено до уровня секретариата и стало подотчетно своему бывшему начальнику.
В Аргентине функции МВД отличаются от функций аналогичного ведомства во многих других странах (в том числе РФ). Оно отвечает за отношения федерального Центра и провинций. Министр внутренних дел является ключевой фигурой при достижении соглашений с регионами.
Понижение статуса МВД стало одной из первых инициатив Милея по реформированию институциональной системы страны. По мнению либертарианца, чем государство (под этим словом он подразумевает непосредственно госорганы) меньше, тем для страны лучше. В 2023 году во время своей предвыборной кампании он, размахивая весьма оригинальным реквизитом – бензопилой, обещал «порезать» бюджет и бюрократический аппарат. Эта история и дала ему необычное прозвище: «президент с бензопилой». Придя к власти, он с жаром принялся за дело.
В первый год президентства Милея число министерств сократилось с 18 до 9, а секретариатов стало в два раза меньше – 54 вместо прошлых 106. Остались только министерства иностранных дел, экономики, безопасности, обороны, человеческого капитала (оно отвечает за решение вопросов, связанных с трудоустройством, образованием и социальным развитием), юстиции, инфраструктуры, здравоохранения. Теперь, видимо, начался обратный процесс.
«Повышение» государственного органа до министерства стало реакцией на сокрушительное поражение сторонников Милея на выборах в провинции Буэнос-Айрес в местное законодательное собрание. Голосование состоялось 7 сентября. Партия президента «Свобода наступает» (La Libertad Avanza) набрала всего 34% голосов. Она проиграла оппозиционной левой партии «Союз за Родину» (Unión por la Patria, UP), которая исповедует идеологию перонизма, предполагающую контроль экономики государством в сочетании с внешнеполитическим независимым курсом – полная противоположность взглядам Милея. Такая политика была характерна для Хуана Перона – лидера аргентинского государства с 1946 по 1955-й, а затем с 1973 по 1974 год.
СМИ страны писали о том, что результаты голосования в самой крупной провинции страны, где проживает около 40% избирателей, предрекут итог парламентских выборов, которые состоятся 26 октября. На них будет определена половина мест нижней платы и треть – верхней. Подлил масла в огонь и сам Милей, заявив, что региональные выборы – это «битва не на жизнь, а на смерть» с оппозицией.
В условиях, когда рейтинги президента падают, а перонисты набирают силы, главе государства необходима сильная фигура, которая поможет договориться с оппозицией на местах. Главой МВД стал Лисандро Каталана – тот, кто руководил секретариатом внутренних дел до настоящего времени. Он – правая рука Франкоса и, возможно, тот, кто оправдает доверие президента.
На этом, казалось, либертарианский эксперимент Милея должен был закончиться и смениться переговорами с его противниками и уступками им. Однако вместо этого президент отклонил поддержанный оппозицией законопроект, направленный на увеличение финансирования государственных университетов, где наблюдается нехватка денежных средств.
Упрямство нынешнего главы государства может закончиться для него крайне плохо. Его реформы позволили обуздать инфляцию, снизив ее с 25% до 1,9%, но обернулись ростом уровня безработицы и ухудшением жизни населения. Привыкшие к широкой социальной поддержке, которую им выделяли предыдущие власти, аргентинцы, вполне вероятно, будут голосовать против партии «Свобода наступает». Для президента предстоящие выборы были шансом укрепить свои позиции в парламенте, где у него меньшинство.
Не в пользу Милея и коррупционный скандал, центральной фигурой которого стала его сестра Карина Милей. Являясь главой президентской канцелярии и играя значимую роль в современной аргентинской политике, она подозревается в нецелевом расходовании государственных средств.
Все же, несмотря на трудности, с которыми сталкивается аргентинский глава государства, итог предстоящих выборов не предрешен, считает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. «Партия Милея действительно потерпела ощутимое поражение на выборах в провинции Буэнос-Айрес. Разрыв в пользу перонистов там ожидался, но не такой большой», – сказал эксперт в комментарии «НГ». Однако он отметил, что ранее Милей и его сторонники победили на выборах в самой столице, поэтому не стоит напрямую связывать результаты региональных голосований и предстоящих парламентских выборов.
В случае с Аргентиной стоит обращать внимание еще и на то, что происходит в парламенте, говорит Хейфец.
«Аргентина – это федеративное государство. Поэтому значительную роль на выборах будут играть кандидаты, объединенные вокруг тех или иных губернаторов. Последние ставили Милею ультиматум: принятие закона о передаче части средств провинциям, или диалога не будет», – объясняет эксперт. На этот проект президент наложил вето, потому что парламент принял его, не указав источник финансирования. Теперь он рискует потерять только наладившиеся отношения с представителями провинций.
Немаловажным фактором для выборов 26 октября станет сплочение оппозиции. «У них появилась потенциально мощная фигура в лице губернатора провинции Буэнос-Айрес Акселя Кисильофа. И теперь перонисты могут прекратить использовать бывшего президента Кристину Киршнер. Тем более она не может баллотироваться из-за дела о коррупции», – отметил Хейфец. Когда у оппозиции «открывается второе дыхание», многие депутаты, которое в свое время переметнулись на сторону нового президента, могут вернуться назад. Это тоже не пойдет на пользу Милею. Учитывая множество переменных, которые будут влиять на исход выборов, делать однозначные прогнозы не стоит, считает эксперт.