Фото Reuters
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что Владимир Путин «не хочет восстановить СССР, потому что это невозможно», и «говорить об этом – не проявлять уважения к нашим партнерам, союзникам по СНГ». Это был ответ на слова канцлера ФРГ Фридриха Мерца, который в эфире немецкого телеканала ARD заявил, что расходы на оборону в странах НАТО растут, потому что в альянсе опасаются желания Москвы восстановить Советский Союз и намерены защищаться. Песков назвал утверждения о том, что Россия может напасть на страны НАТО, «полной глупостью».
Ранее сам Владимир Путин отвечал на вопрос о распаде и восстановлении СССР в часто теперь цитируемом интервью индийскому телевидению. По его словам, Советский Союз распался из-за «нежизнеспособной системы», и это нужно просто признать. Реинтеграция СССР, по его словам, «просто исключена», это бессмысленно и нецелесообразно, это, ко всему прочему, «критически изменит и национальный, и религиозный состав населения Российской Федерации». На Западе же, как сказал Путин, все равно будут писать то, что хотят, чтобы «оправдать свой агрессивный курс в отношении России».
В октябре этого года, находясь в Душанбе, Путин говорил о бывших республиках СССР: «Чем дальше, тем больше развитие идет на собственной экономической базе, на собственном культурном коде, на собственных традициях. И Россия развивается так же. И здесь очень важно не разъехаться совсем далеко друг от друга. Очень важно поддерживать чувство того, что нас очень многое объединяет. А так и есть на самом деле».
Учитывая, что многие политические решения в России принимаются в закрытом режиме, ловля сигналов – одно из постоянных занятий аналитиков и наблюдателей. Высказывания президента и его пресс-секретаря в принципе можно воспринимать как такие сигналы – по задумке или просто по факту. Путин действительно называл распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века. При этом он никогда не говорил о возрождении Союза в каком-либо виде. Скорее отмечались другие нюансы: было бы желательно, чтобы бывшие республики СССР, а ныне независимые государства, сохраняли связи с Россией, а не отказывались от них в пользу отношений с враждебными РФ структурами.
Такова высказанная, заявленная позиция власти. При этом среди российских граждан, в том числе политически активных, имперские или постимперские настроения легко обнаруживаются. Это было заметно, например, в 2021 году, когда перед выборами в Госдуму «Справедливая Россия» объединялась с «заправдинцами» Захара Прилепина, в программных документах которых имперскость была одним из главных мотивов. Никто тогда эту волну не останавливал, идее дали свободно жить. Люди во власти, кажется, понимали, что подобные настроения в конкретный период (в 2022 году началась специальная военная операция) скорее полезны, чем вредны, пусть они и не совпадают со стратегическими задачами: ни Союз, ни какую-либо империю никто возрождать не будет.
СВО продолжается, но контекст все-таки меняется, и сейчас власти, возможно, правильнее отчетливо и публично дистанцироваться от «проимперства» и постсоветской тоски. Администрация Дональда Трампа добивается сделки Москвы и Киева, близкие к ней компании могут быть заинтересованы в совместных проектах с Россией, между американцами и европейцами, кажется, образовался разрыв. То есть сейчас было бы совсем неправильно пугать Вашингтон призраком СССР, это обессмысливает все старания Трампа. Интервью иностранным журналистам, конечно, посылают сигналы во внешний мир, и важно, чтобы они перекрывали безответственные заявления отдельных депутатов, политиков, экс-чиновников, транслирующие те самые имперские смыслы.


