В Белом доме считают успехом Дональда Трампа договоренность о возобновлении закупок Китаем соевых бобов в США. Фото Reuters
Рейды ВМС США в Южно-Китайское море (ЮКМ) – это не авантюра, а рискованное предприятие. Свидетельство тому – падение в море истребителя и вертолета, базировавшихся на американском авианосце Nimitz. Эти происшествия, случившиеся в минувшее воскресенье в течение получаса одно за другим, говорят о том, что попытки американцев не допустить установления контроля Китая над ЮКМ, могут привести к непредсказуемым последствиям. Однако инциденты на морях не мешают Вашингтону и Пекину договариваться по торговле.
Пресс-служба Тихоокеанского флота США, обнародовав марки двух боевых воздушных машин, потерпевших аварию, указала, что ничего необычного в их действиях не было. Истребитель F/A-18F Super Hornet и вертолет MH-60R Sea Hawk участвовали в проведении рутинной операции. Летчики спасены, идет расследование с целью установить, что же стало причиной крушений.
Стремление командования ВМС США приглушить шум вокруг инцидента понятно. Но, как пишет The New York Times, США регулярно направляют в ЮКМ, одно из самых загруженных торговыми судами разных стран морей, свои военные корабли, чтобы подтвердить право на свободу судоходства. На самом деле США пытаются помешать Китаю установить свой контроль над большой частью ЮКМ. Ведь Китай претендует и на те его воды, которые омывают берега Вьетнама, Брунея, Малайзии, Индонезии и Филиппин. Свои притязания Пекин подкрепляет путем строительства укреплений и прокладки взлетно-посадочных полос на спорных островах и отмелях.
Nimitz, самый старый из тех американских авианосцев, которые продолжают нести свою вахту, находился на боевом дежурстве в ЮКМ. Вроде бы все буднично. На самом деле авиаторы Китая и США, а также союзников Америки, испытывали друг друга на то, у кого нервы крепче. США, Австралия и Канада обвиняли китайских пилотов в таких рискованных маневрах в воздухе, которые могли закончиться столкновением. А Китай, в свою очередь, обвиняет эти три страны в том, что они создают угрозу его безопасности.
На прошлой неделе Министерство обороны Австралии заявило, что китайский истребитель выпустил световой сигнал в опасной близости от их самолета. Китай на это ответил, что австралийский самолет залетел без разрешения в воздушное пространство над Парасельскими островами – спорным архипелагом близ Вьетнама.
Ни одна из сторон не желает идти на уступки. Но очевидно, как полагают и в Вашингтоне, и в Пекине, военное противостояние на море и в небесах не должно препятствовать торговле. Во всяком случае, чиновники обеих стран в Малайзии, где проходил саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и конференции крупных держав, имеющих широкие экономические связи со странами региона, достигли предварительного соглашения по тарифам и ряду других вопросов.
|
|
Пентагон регулярно посылает боевую авиацию к берегам Китая под предлогом защиты свободы судоходства. Фото Reuters |
Джеймисон Грир, торговый представитель США, сказал, что участники переговоров продвигаются к последним деталям соглашения, которое лидеры двух государств смогут изучить и затем решить, подписывать его или нет. Грир также отметил, что шло обсуждение вопроса о продлении перемирия по введению взаимных тарифов.
Такое перемирие уже объявлялось ранее в нынешнем году. Главный китайский переговорщик Ли Чэнган дал свою оценку контактам с США. По его словам, «переговоры касались глубоких вещей». В итоге был достигнут «предварительный консенсус».
Непосредственный контакт Трампа и Си ожидается в четверг, 30 октября. Министр финансов США Скотт Бессент предсказал, что беседа глав двух держав будет «фантастической». Как бы оправдывая свой слишком оптимистический тон, Бессент пояснил, что стороны договорились о возобновлении закупок Китаем соевых бобов в США. Это успех для Трампа. Ведь голоса фермеров что-нибудь да значат в предстоящих внутриполитических баталиях в Америке.
И в Вашингтоне, и в Пекине, по видимому, близки к пониманию того, что военное противостояние на море и в небесах не должно препятствовать торговле.

