0
289
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

07.12.2025 17:40:00

"Большая книга": в поиске полярности мира

Как премия стала администратором литературного процесса

Марианна Власова

Об авторе: Марианна Борисовна Власова – обозреватель «НГ-Ехlibris».

Тэги: литературная премия, большая книга, церемония, эдуард веркин, зоя богуславская, культура, внешнеполитическая линия


литературная премия, большая книга, церемония, эдуард веркин, зоя богуславская, культура, внешнеполитическая линия Фото агентства городских новостей "Москва"

Церемония вручения 20-го сезона главной литературной премии страны «Большая книга» прошла в Доме Пашкова, со всеми полагающимися атрибутами: торжественными речами о «великой словесности» и «культурных ориентирах», актерской читкой фрагментов номинантов. Понятное дело, что за этим парадным фасадом кипит работа не столько творческая, сколько административно-экспертная. И в свой юбилей «Большая книга» окончательно подтвердила статус не просто литературного конкурса, а полноценного государственно-общественного института с собственным регламентом, кадровой политикой, бюджетом и даже – что особенно важно – четкой внешнеполитической линией в пространстве культуры.

По сути, регламентная революция этого года – это управленческий ответ премии на хаос, который наблюдается в последние годы в книжной отрасли, в частности на смешение и размытие границ между жанрами.

Первое и наиболее показательное новшество сезона – жесткое номинационное разделение: «Художественная проза» и «Нон-фикшен». Больше никакого общего котла, где роман мог соперничать с биографией, а мемуары – с философским трактатом. Это не эволюция, а именно управленческое решение, принятое, судя по всему, на самом высоком экспертном уровне. Премия, столкнувшись с неуклонным усложнением и расползанием литературного поля, ответила классическим бюрократическим приемом: структуризацией и категоризацией. Теперь в каждой категории – свой победитель, свой бюджет (те самые 3 млн), свой понятный репертуар ожиданий.

Победители этого года – Эдуард Веркин и Зоя Богуславская – идеально, почти программно, иллюстрируют два полюса новой системы. Веркин – фигура, которую в ином контексте можно было бы назвать «провинциальным кадром», взятым на повышение в общефедеральный список. Несколько лет подряд он попадал на скамью претендентов. Его победа – сигнал о расширении кадровой литературной базы, о готовности искать ресурсы не только в традиционных культурных столицах. Зоя Борисовна, которой исполнился 101 год, напротив, – воплощение классика, чья победа подтверждает преемственность и лояльность курсу. Таким образом, баланс соблюден: новая кровь и проверенная элита.

Второй ключевой элемент архитектоники премии – принцип параллельного голосования. Решение почтенной Литературной академии и результаты «Выбора читателей» на платформе LiveLib уже который год не просто расходятся, а образуют две параллельные, почти не пересекающиеся реальности. И это не сбой, а специальная политика. Де-факто экспертный корпус транслирует простой месседж: «Мы определяем нормативную, эталонную литературу. Ваше право – читательский суверенитет на народной площадке».

Это чрезвычайно умный и дальновидный ход. Он позволяет сохранить неприкосновенный авторитет инстанции, одновременно создавая иллюзию широкого плюрализма и учитывая «глас народа». Так, Вера Богданова с леденящим душу триллером «Семь способов засолки душ» и Елена Левкиевская с нон-фикшеном «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» – это своего рода правители внешних территорий «Большой книги».

В этом контексте приобретает особый смысл еще одно «новшество» юбилейной церемонии – отсутствие на ней фигур первого эшелона учредителей, высокопоставленных государственных чиновников, чьи выступления были обязательным ритуалом церемонии. В прошлые годы их присутствие символизировало высокое покровительство и пересечение культурной и административной вертикалей. В нынешнем сезоне тон задавали действующие управленцы от культуры – директора музеев (Дмитрий Бак, Владимир Толстой) и представитель профильного департамента Минцифры (Владимир Григорьев).

Можно предположить несколько причин подобного «невнимания» к премии. Во-первых, это может быть знаком окончательной институциональной зрелости премии. Во-вторых, это может быть сознательным дистанцированием от излишне прямой ассоциации с конкретными именами и фракциями в окологосударственном культурном поле. Премия стремится предстать над- или внеполитической силой, чьи решения проистекают исключительно из экспертной логики.

Самый яркий и обсуждаемый симптом сезона – демонстративная отставка председателя Совета экспертов, писателя Дмитрия Данилова. Его заявление о том, что он «хочет быть писателем, а не судьей», зачитанное с листа, выглядело как озвучивание коллегиально принятого решения. Вне зависимости от личных мотивов, этот шаг был мгновенно встроен системой в свою логику. Премия теперь больше, чем конкретные имена, а процедура неприкосновенна и обезличена.

Если говорить об учреждении спецноминации за лучшую аудиокнигу и награде Telegram-блогеру Анастасии Усовой, то можно отметить, что это опять-таки не «внутренняя политика», а внешнеполитическая деятельность «Большой книги». Освоение цифрового пространства и признание субъектности сетевых платформ стали необходимостью. Однако это признание происходит строго на условиях премии – путем вручения грамот, легитимизирующих эти новые форматы уже от имени традиционного, бумажного авторитета. О том же свидетельствует и работа студенческого жюри. Это не просто «учет мнения молодежи». Это системная работа с будущим электоратом, заблаговременное формирование лояльной прослойки в среде потенциальной интеллектуальной элиты.

Юбилейный сезон показал: «Большая книга» – стабильный институт, успешно адаптирующийся в турбулентной культурной среде. Она давно перестала быть просто зеркалом, отражающим литературный процесс. Она стала его активным администратором, его архитектором. Ее ключевые функции сегодня – не открытие талантов (хотя это и происходит попутно), а выстраивание иерархий, создание удобных для управления единиц (номинаций) и налаживание взаимовыгодных отношений со смежными субъектами (рынком, цифровой средой, академическим и молодежным сообществами).

Премия больше не венчает литературный год – она его структурирует и санкционирует, выступая в роли «министерства словесности». И в этом, пожалуй, и состоит ее современное величие и ее предельная, чуть ироничная, но абсолютно реальная власть.  



Читайте также


Святитель-хирург и Лев Толстой

Святитель-хирург и Лев Толстой

Борис Колымагин

Как великий писатель повлиял на выдающегося врача-архиепископа Луку Войно-Ясенецкого

0
1182
Искусство становится все менее доступным для народа

Искусство становится все менее доступным для народа

Как не потерять культурный код нации при переходе на рыночные рельсы

0
4064
Легкое дыхание страсти

Легкое дыхание страсти

Галина Бурденко

Эссеистика перебивается прозой, как при постройке избы - бревна паклей

0
1112
Культура – защитница детства

Культура – защитница детства

Елена Печерская

Серия портретов, максимально близких к оригиналу

0
1689

Другие новости