Глава Пентагона Пит Хегсет доволен тем, что американские военные получат финансирование в большем объеме, чем запрашивали. Фото Reuters
Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект об обороне. Расходы военного ведомства в 2026 году превзойдут прежние показатели и составят 901 млрд долл. Это больше, чем просил Дональд Трамп на оборонные цели. Для РФ новый бюджет Пентагона примечателен тем, что в нем не заложены сокращения расходов на поддержку Украины. Судя по законопроекту, Россия и Китай рассматриваются США как главные вероятные противники, которых надо сдерживать.
Документ поддержали обе фракции нижней палаты Конгресса, но больше – однопартийцы Трампа, республиканцы. «За» проголосовали 312 конгрессменов, «против» – 112 (94 демократа и 18 республиканцев).
Первый проект оборонного бюджета, принятый при новом сроке Трампа (который, напомним, позиционирует себя как лидер, заканчивающий войны, а не начинающий их), будет рекордным и больше, чем он рассчитывал. В июле он предлагал потратить на оборону 893 млрд долл. в следующем году.
Особое внимание к бюджету Пентагона привлекла не только щедрость законодателей, но и то, что данный документ не очень согласуется со Стратегией национальной безопасности, опубликованной на днях. В ней РФ не причислена к противникам страны. О Китае сказано несколько более туманно, однако и он не считается в Стратегии слишком серьезной угрозой. Тем не менее статьи бюджета в значительной мере посвящены сдерживанию Москвы и Вашингтона. Так, законопроектом предполагается в 2026 году выделить на военную помощь Украине 400 млн долл. Это на 100 млн больше, чем выделено по той же линии в 2025 году, в рамках бюджета, одобренного при администрации Джозефа Байдена. Еще 175 млн долл. предполагается выделить Литве, Латвии и Эстонии, которые не скрывают, что опасаются вторжения РФ. В бюджете прописано ограничение сокращения численности американского контингента в Европе – тоже реверанс пограничным с Россией странам – членам НАТО.
В документе размером 3 тыс. страниц большое место занимает Китай, несмотря на то что администрация Трампа смягчила антикитайскую риторику, стремясь сохранить хрупкое перемирие в торговой войне. В проекте бюджета прописаны ограничения на китайские инвестиции в ряд отраслей американской экономики и усиление надзора за американскими инвестициями в КНР, которые могут способствовать укреплению мощи Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Законопроект, который поступит далее в Сенат, запрещает использовать деньги американского правительства на приобретение оборудования или услуг тех китайских биотехнологических компаний, которые внесены в черные списки США.
Увеличится поддержка Америкой Тайваня. Остров, который КНР считает своим, получит порядка 1 млрд долл. на нужды обороны. «В целом эти меры отражают серьезный стратегический отпор Коммунистической партии Китая (КПК)», – заявил Раджа Кришнамурти, член Демократической партии в комитете Палаты представителей по КПК. Он добавил, что такой подход коренным образом отличается от действий Белого дома.
Конгресс добивается более жесткой линии по Китаю, чем того хочет Трамп. Белый дом при нем указывал, что США «перебалансируют» отношения с Китаем. Трамп больше заинтересован во взаимовыгодных экономических отношениях с Пекином, чем в длительной конкуренции.
Подтверждением этого служит то, что Белый дом на днях разрешил компании Nvidia продать продвинутый вариант компьютерных чипов Китаю. Антикитайские «ястребы» в Конгрессе утверждали, что это на руку Китаю, поскольку поможет ему внедрять искусственный интеллект. Как говорит видный специалист по Китаю в Вашингтоне Крейг Синглтон, «каким бы ни был тон заявлений Белого дома, Капитолийский холм твердо настроен на жесткую, долгосрочную конкуренцию с Пекином. Если эти установки будут одобрены обеими палатами, то они заложат фундамент политики США по капиталовложениям, био- и критическим технологиям. Любому будущему президенту будет очень трудно отменить эти установки без шума».
Все же самым острым вопросом в американо-китайских отношениях остается Тайвань. В Стратегии по национальной безопасности Белый дом заявляет, что США будут стремиться предотвратить большой военный конфликт. Но Америка не может и не должна делать это в одиночку. Японии и Южной Корее нужно увеличить военные расходы, подчеркивается в этой связи в билле.
Реакцию Пекина на законопроект показывает заявление Лю Пэнъюя, представителя посольства Китая в США. По его словам, документ «проповедует избитую версию о «китайской угрозе», воспевает военную помощь Тайваню, ограничивает экономические, торговые обмены, обмены между людьми Китая и США, подрывает усилия обеих сторон по стабилизации взаимоотношений».
Формулировки посольства Китая, вероятно, были бы еще более резкими, если бы оно комментировало слушания заседания комитета Сената по контролю над наркотиками. Во время него законодатели от обеих партий указывали, будто китайские преступные группировки помогли построить «Криминальный шелковый путь». Это глобальная сеть, которая отмывает прибыли картелей Латинской Америки и поставляет химикаты, которые используются при производстве фентанила, отправляемого в США.
Эти обличения в устах депутатов США не блещут новизной. Они, в частности, обоснованы ссылкой на доклад американского Министерства юстиции от 2023 года. Оно выдвинуло обвинение против компании Hubei Amarvel из провинции Хубэй, которая поставляла компоненты фентанила, выдавая их, в частности, за корм для собак.


