0
2152
Газета Акцент Интернет-версия

28.03.2003 00:00:00

Наш Кент Нагано

Тэги: нагано, рно, бах, концерт


3.04. Месса си-минор И.-С. Баха. РНО под управлением Кента Нагано. Московский международный дом музыки на Красных холмах.

Второе название си-минорной мессы Баха - Высокая. Убедиться в том, что это действительно так, счастливцы-меломаны смогут на Красных холмах. Исполнение этой грандиозной вокально-симфонической фрески в наших краях само по себе редкостное явление. Тем большей сенсацией обещает стать трактовка одного из выдающихся дирижеров современности - американца японского происхождения Кента Нагано, который с нынешнего года, после ухода Владимира Спивакова, плодотворно сотрудничает с Российским национальным оркестром и уже успел околдовать нас Фантастической симфонией Берлиоза. (Особо внимательные помнят и самый первый визит маэстро в столицу, когда лет пять назад он играл в Зале Чайковского "Дафниса и Хлою" Равеля.) Устремленность музыки Баха в глубины человеческого духа и одновременно к небесам как нельзя лучше соответствует гипнотической и медитативной природе дирижерского дара Нагано. Узор его дирижерской пластики напоминает общение с Богом, его музицирование уводит из реальности в нирвану - и вот вы уже вне пространства и времени, лицом к лицу с вечностью.

История создания Высокой мессы подтверждает горькую мысль Лессинга об "искусстве, просящем хлеба". Kyrie и Gloria посвящены Фридриху Августу Саксонскому. Да, Бах нуждался, но в каждой ноте и фразе слышно, что думал он не только о деньгах. Месса написана на освященный церковью канонический латинский текст, но во время богослужения так никогда и не исполнялась. Этого не допускали ее гигантские размеры, философская значимость и невероятные технические трудности, которые были не под силу рядовым церковным певчим. Да и сами клерикалы относились к мессе холодно и даже недоброжелательно. А потом и вовсе для музыки Баха пришел период забвения. И только новое время сделало мессу си-минор обязательной частью светского концертного обихода, особенно в странах Западной Европы.

Единого повествовательного сюжета, как в тех же баховских "Страстях", нет. Основной драматургический принцип Баха - контраст образов, противопоставление света и тьмы, жизни и смерти. Слов совсем немного - начинается месса с Kyrie, где в течение 20 минут повторяются только два слова "Господи, помилуй". Самые проникновенные страницы посвящены Иисусу, его рождению, распятию и воскрешению. А выражены этические эмоции Баха не только в скорбных или ликующих соло и хорах, но также в ритме марша и популярных в то время песен и танцев - сицилианы и менуэта, а иногда в пасторальном и даже колоратурном стиле.

Солисты - 6 человек вместо обычного квартета - отобраны по принципу аутентичного соответствия (некоторые являются хоровыми певцами). Маэстро пожелал "раздвоить" партии сопрано и баса между более высокими и более низкими голосами. Но основная нагрузка ляжет, конечно, на РНО и хор Минина, усиленный камерным хором Института имени Шнитке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1213
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
619
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3347
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2623

Другие новости