0
2500
Газета Акцент Интернет-версия

18.05.2004 00:00:00

Переселение душ при помощи камеры

Тэги: фотобиеналле, эббот


фотобиеналле, эббот Беренис Эббот. Продавец печеной кукурузы, 1938.
Из собрания Музея города Нью-Йорка. Фото предоставлено Московским домом фотографии

Царь после смерти станет орлом, меломан – певчей птицей. Интересно, кем по закону подобия должен посмертно стать фотограф?

Имя Беренис Эббот часто упоминают рядом с именем Эжена Атже. Снимки Атже не так давно были выставлены в Московском доме фотографии. Теперь мы наконец можем познакомиться с женщиной, которая создала этого мастера для мира.

Беренис Эббот сначала училась у Ман Рея. Она работала его ассистентом, но не пошла путем этого сюрреалиста и модника. Потому что в 1926 году попала в студию Эжена Атже: тогда ей было немногим меньше тридцати, Атже – под семьдесят. Определенно, душа пожилого француза вскоре переселилась в тело молодой американки).

Атже не был ни снобом, ни революционером. Он пользовался громоздкой камерой и устаревшей технологией печати. Его композиции на вид просты, сюжеты – довольно-таки незатейливы. Поэтому французы-современники мало ценили его упорный труд. Что выделяло Атже – так это методичность: с упорством, достойным Потрошителя, он обходил все подворотни и закоулки старого Парижа. А результат – тысячи и тысячи стеклянных негативов. Все Атже делал сам: вплоть до поклейки карточек на картонки. При жизни он не входил в высшую лигу парижских мастеров.

Беренис Эббот. Вид на Уолл-стрит и Ист Ривер, Манхэттен, 1938. Из собрания Музея города Нью-Йорка. Фото предоставлено Московским домом фотографии

В 1927 году Атже скончался. А вскоре Эббот скупила все доступные ей работы Атже. И начала пропагандировать его заслуги – выставками, публикациями и собственным примером. В 1929 году она переехала в Нью-Йорк и начала снимать американскую столицу в его манере.

Атже научил ее умению видеть ежедневный спектакль метрополиса. Она поняла, что простой газетный развал на углу 32-й улицы и 3-й авеню может рассказать о мире гораздо больше, чем любая студийная постановка, а случайно упавший на обложки модных журналов поток солнечного света может рассказать о моде больше, чем тщательно срежиссированные съемки моделей; и этот один хаотический фрагмент 19 ноября 1935 года, навсегда оставшийся с нами благодаря ее камере, значит не меньше, чем космос ярких, но придуманных красавиц Ман Рея. Да здравствует случайность!

Сегодня Париж неотделим от Атже. И мы не представляем себе Лютецию иной, чем его город продавца зонтиков, цирка зверей и винного магазина «Золотое солнце». Атже создал миф о Париже средствами фотографии. Его работа в Нью-Йорке была проделана другим человеком: бензоколонка компании «Тексако» и магазин канатов, молочная фермерская тележка и сухогруз на рейде, отель «Мюррей» и двухэтажный автобус – сотни деталей Нью-Йорка тридцатых закреплены навсегда благодаря Эббот. Все вместе они образуют «Меняющийся Нью-Йорк».

Беренис Эббот осуществила свой мегапроект. И стала самым знаменитым летописцем с основания Нового Амстердама и до сего дня, подлинным портретистом метрополии.

Конечно, у города есть душа. У Нью-Йорка – это душа Беренис Эббот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
632
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
372
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2431
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1900

Другие новости