0
1304
Газета Акцент Интернет-версия

20.12.2005 00:00:00

Крылолет «Едва-едва»

Тэги: буер


Парусные шлюпки на полозьях, гонявшие по льду замерзших озер, были известны в России еще в XVIII веке. Северные поморы и рыбаки на Онежском озере активно использовали эти средства зимней навигации во время промысла. Первый буер для спортивных гонок, как принято считать, появился примерно в ту же пору в Голландии, а в 1790 году увлечение буерным спортом хлынуло в Америку.

Совершив круг почета по северным водоемам Нового Света, старое блюдо под новым соусом вернулось в Россию, и в 1819 году на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга красовался первый русский буер. Эксклюзивный и дорогой (постройка обошлась в 315 рублей) гоночный аппарат был занесен в списки судов Балтийского флота как императорская собственность. Семиметровый, с парусом в 30 кв. м, он носил название «Метель». Первые его пробы на льду имели небывалый успех и побудили в дальнейшем строить такие же «крылолеты».

Началом бурного развития российского буерного спорта называют 1876 год. Конструкция буеров была проста. На решетчатой деревянной раме, поставленной на три конька, лежа располагались члены экипажа. Тогда буера были крупными, тяжелыми, с большой площадью паруса и вмещали пять-шесть человек. Первая буерная гонка 1882 года среди шести участников показала мощь самого крупного на то время буера – «Елка» длиной 15 м и парусом в 190 кв. м. С той поры состязания по буерному спорту, в основном на Финском заливе, стали проводить регулярно.

Постепенно неумолимый прогресс вытеснил неуклюжие многоместные буеры легкими одно- и двухместными, а решетчатая рама переродилась в корытообразный корпус с сиденьем. Появившаяся в 1903 году усовершенствованная модель была иронично названа «Едва-едва», поскольку владелец едва не разорился при ее постройке и чуть не разбился на испытаниях.

В 1930-х годах спортивная забава стала серьезной профессией. Буера были призваны выполнять учебно-боевые задачи, устанавливая связь и проводя разведку льдом. При легкой дымке в снегопаде они были незаметны ни с воздуха, ни с берега. Когда во время финской войны одноименный залив покрылся толстой ледяной коркой вплоть до Хельсинки, в штабе Балтийского флота сформировали настоящий буерный разведотряд для отлова лыжников-диверсантов.

Во время блокады Ленинграда работа буеристов превратилась в подвиг. Ледяные «крылолеты» скользили по узкой полосе между вражескими армиями – легендарной «Дороге жизни», проложенной по льду Ладоги. Это была единственная магистраль, связывавшая осажденный город со страной. Чтобы грузовики с хлебом не проваливались в воду, буеристы размечали флажками и ацетиленовыми фонарями безопасный путь; эвакуировали женщин и детей, переправляли боеприпасы.

Сразу после войны в Риге прошло первое всесоюзное соревнование, а с 1947 года чемпионаты СССР стали проводиться регулярно. В ту пору стали активно использовать буеры класса DN, сконструированные на конкурсе, объявленном в 1937 году в США газетой «Detroit News». Было поставлено условие: разобранный буер должен умещаться на багажнике легковушки. На таких буерах и по сей день гоняют во всех странах Европы и Америки, где можно зимой найти мало-мальски крепкий лед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1370
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
686
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3631
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2827

Другие новости