0
1678
Газета Акцент Интернет-версия

28.06.2006 00:00:00

Амазонки с бутылочкой туши

Тэги: каллиграфия, история, обучение


каллиграфия, история, обучение Мастер Чэнь Вэнь-Фу: «У русских явно талант к каллиграфии».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Многие помнят уроки чистописания в советских школах. У особо прилежных есть грамота «За красивый почерк». Шутка или нет, а умение красиво писать – большой плюс для образованного человека. Британским медикам отвратительный почерк вышел боком. Каракули в медицинских картах влекли за собой ошибки, а последующие судебные процессы влетали системе здравоохранения в копеечку. Впрочем, исправление плохого почерка – всего лишь ремесло, а настоящая каллиграфия – целое искусство. Востоковеды с успехом разбирают рукописи, декоративные надписи на вазах и ширмах. На основе рукописных образцов графики создают компьютерные шрифты. Художники, научившиеся выводить иероглифы или древнерусскую вязь, пишут по этой канве картины, эскизы для оформления зданий или эксклюзивных татуировок. Овладеть модным искусством в Москве не составляет труда, надо лишь выбрать курсы себе по вкусу.

Охота на буквы

Помимо занятий плакатом, книжно-журнальным дизайном и станковой графикой отечественный гуру каллиграфии Евгений Добровинский ведет курс в Высшей академической школе графического дизайна. Он называет каллиграфию делом избранных, проводя аналогию с кропотливым трудом средневекового летописца. В его группе не более пяти человек, и он неохотно берет новых студиозусов. В основном это практикующие дизайнеры-графики в возрасте 25–35 лет. Каллиграфический талант Добровинский приравнивает к музыкальному слуху, определяя его по тому, как человек держит в руке перо. Практические занятия плотно связаны с историей и теорией: ученики копируют рукописи, орудуя широким плоским пером, специальной авторучкой либо плоским фломастером. В последнее время больше внимания отдается серии херсонесских каллиграфических школ и свободной импровизации. Так, ученикам предлагают описать букву, как если бы они видели ее в первый раз, читают занимательные лекции о происхождении букв кириллицы, заставляют делать молниеносные наброски с обнаженных моделей, изображающих букву.

Мастера западной школы – голландцы Бас Якобс и Аким Хельмлинг часто проводят каллиграфические мастер-классы в России. Окончив Королевскую академию искусств в Гааге, они разъезжают по миру, давая уроки по искусству шрифтового дизайна. Они объясняют принципы устройства шрифтов, развивая творческое мышление участников. В 2005 году в рамках Фестиваля DeArt они провели занимательный семинар: группа из 20 человек ходила по Москве и фотографировала буквы, находя их в совершенно неожиданных предметах, формах и объектах.

С кистью наперевес

Интерес к восточной культуре в Москве не ослабевает. Доказательство – рождение новой школы китайской каллиграфии в Клубе чайной культуры в саду «Эрмитаж». Пользуясь дружбой с Пекинским университетом, клуб пригласил почетного мастера каллиграфии, члена Китайского общества парных надписей Чэнь Вэнь-Фу. Доброжелательный китаец приглашает на занятия всех от мала до велика. В уютной комнатке клуба – резные столики и стульчики темного дерева, алтарь с горящим огоньком, на стенах – картины и свитки с изображением иероглифов. На столики кладут свернутые циновки – там хранятся кисти, ставят бутылки с китайской тушью и блюдечки для ее разведения. Появляются стопки листков с образцами иероглифов. Это, по сути, идеограммы, схематично изображающие дерево, траву, собаку, человека. Девушке-новичку дают листок желтоватой бумаги и кисть. Согнув руку и держа ее на весу (кисточка перпендикулярно бумаге), она упорно выводит горизонтальные полоски, заботясь о том, чтобы все они были ровны, без разрывов и утолщений┘

Чэнь Вэнь-Фу учит, что китайская каллиграфия – лишь часть комплекса наук, в который входят боевые искусства, литература, живопись, танец┘ Дерни за ниточку – вытянешь клубок. В Китае детей с малых лет приобщают к каллиграфии. Медитативное занятие развивает в человеке усидчивость и настойчивость. Как дыхательная гимнастика, оно регулирует энергетические потоки и способствует самопогружению, что в любом случае полезно для здоровья и продления жизни. Чэнь Вэнь-Фу весело замечает, что русские – очень способные ученики, и он мечтает отвезти лучших в Пекин на чемпионат по каллиграфии.

Если хочется овладеть китайской каллиграфией в рамках фэн-шуй, то можно пойти в Центр Императорского фэн-шуй, где занятия проводит другой китайский мастер, специалист по древнекитайскому языку Вэй Го. Уже давно работают курсы при Институте практического востоковедения под началом китаеведа Константина Агеева. Там люди так же, как в Клубе Чайной культуры, пьют чай, пишут тексты из «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, сочиняют благопожелательные надписи и поздравления.

Ниндзя за партой

Все веселее, чем выводить палочки и петельки в линованной тетрадке. И девочкам потом в альбомы всякие многозначительные сентенции можно писать.
Страна восходящего солнца тоже оазис каллиграфии. Уже четвертый год в Москве работает женская школа «Куноити». Здесь японская каллиграфия подана под соусом традиционного японского боевого искусства женщин-воинов ниндзюцу «Сато-рю». Наряду с японским языком здесь изучают бой ниндзя без использования оружия. Обучение в школе бесплатное, но для поступления нужно быть готовым морально и физически. Берут туда амазонок от 15 до 30 лет. В школе «Куноити» проходят каллиграфию «Сёдо», зародившуюся в Древнем Китае. В группах из десяти человек учитель с Окинавы учит рисовать тремя стилями: «Кайшо» – квадратные иероглифы, «Гёшо» – полукурсив и «Сошо» – скоростное написание в несколько движений.

В Центре изучения японской культуры при МЭИ проходят уроки под руководством японца Аки-сэнсэя. На первых же занятиях можно узнать каллиграфический словарик, который гласит, что фудэоки – подставка для кисти, суйтэки – баночка для воды, ин – печать, а ситадзики – коврик под бумагу. Затем – о четырех китах японской каллиграфии: фудэ – кисть, судзури – тушница, суми – сухая тушь, ханси – бумага для каллиграфии. Эти предметы мастера берегли как зеницу ока. Суми готовили из пережженных смол тунгового дерева и сосны. Обработанную смоляную сажу прессовали в бруски и выдерживали до года. Купив дорогой сорт туши, японец так берег ее, что зачастую тушь переживала его. Древние говорили: «Если человек не сотрет тушь, то тушь сотрет его».

 

Где научиться каллиграфии

 

Название курса Длительность Стоимость
Частный урок у Евгения Добровинского 50–60 долл./занятие
Творческий семинар Евгения Добровинского и Юрия Гулитова по знакообразованию и проектной каллиграфии ⌠Знак воды■ 350 долл. + 20 долл./день за проживание
Мастер-класс Баса Якоба и Акима Хёльмлинга 3 дня 150 долл.
Школа китайской каллиграфии в Клубе чайной культуры в саду ⌠Эрмитаж■ 300 руб./занятие
Курсы китайской каллиграфии в Центре императорского фэн-шуй 9 месяцев 3000 руб./мес.
Курсы китайской каллиграфии при Институте практического востоковедения 300 руб./занятие или 1000 руб./мес.
Курс японской каллиграфии ⌠Сёдо■ в женской школе ⌠Куноити■ базовый курс 2 года бесплатно

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
556
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
622
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
632
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
704

Другие новости