0
934
Газета Антиквариат Печатная версия

03.03.2006

Новая организация экспертов?

Тэги: ноэкси, искусство, эксперт


В конце декабря в Москве произошло примечательное для антикварного сообщества событие: была образована профессиональная гильдия с названием «Национальная организация экспертов в области искусства» (НОЭКСИ). Организация получила статус независимой саморегулируемой структуры.

Учредители НОЭКСИ – российские, точнее московские эксперты, представляющие основные музеи столицы. Здесь сотрудники ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ВМДПиНИ, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, ГИКМЗ «Московский Кремль», ГИМа и других структур, занимающихся экспертизой.

По мнению организаторов, создание независимой саморегулируемой экспертной организации в области искусства является насущной необходимостью, продиктованной нынешним состоянием отечественного рынка искусства. Вот что считают некоторые из учредителей.

Галина Чурак, заведующая отделом живописи второй половины ХIX – начала ХХ века ГТГ

В новых рыночных условиях требуются и новые формы взаимодействия экспертов и экспертных центров. Сама ситуация на арт-рынке призывает нас к сплоченности.

Наталья Игнатова, ведущий научный сотрудник Отдела экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

Рынок дикий, хаотичный... Как определить меру ответственности эксперта? Покупатель, получая экспертное заключение, должен понимать, на что он может рассчитывать, в какой степени технико-технологическое исследование и заключение эксперта обеспечат ему уверенность в подлинности вещи.

***

Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам регулирования арт-рынка называется одним из ключевых направлений работы НОЭКСИ. В частности, в Росохранкультуру были направлены предложения о взаимодействии с НОЭКСИ по вопросу аттестации экспертов в области культуры.

В последнее время все чаще говорится о дискредитации музейных экспертов и в связи с этим о возможном запрете музеям на оказание услуг по экспертизе. Общая позиция членов НОЭКСИ – за музеями должно быть сохранено право оказывать экспертные услуги. Экспертное сообщество считает, что в музейной практике, как и в частной деятельности экспертов, должны и могут быть выработаны единые правила, стандарты и процедуры, защищающие и музеи, и экспертов, и клиентов.

Людмила Маркина, заведующая Отделом живописи XVIII века ГТГ

Музейная репутация должна быть безупречной. Конечно, для музея отказаться от экспертиз и всяческих контактов с арт-рынком – радикальный способ сохранить «чистоту рядов». Нет экспертизы – нет проблемы. Но, видимо, это все-таки не совсем правильно. Ведь именно музеи – носители ценностей, в частности хранители тех эталонов, на основании которых делается множество экспертиз.

***

А вот несколько выдержек из Устава новой организации, которые дадут представление о претензиях недавно созданной структуры. НОЭКСИ решает следующие задачи: – представляет интересы экспертного сообщества во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления; – содействует разрешению споров, возникающих между членами НОЭКСИ или третьими лицами при осуществлении ими профессиональной деятельности на рынке предметов искусства и иных культурных ценностей; – в пределах своей компетенции устанавливает квалификационные требования к специалистам рынка предметов искусства и иных культурных ценностей, определяет их квалификацию и выдает им квалификационные аттестаты; – проводит инициативные исследования состава предметов искусства и услуг, представленных на рынке предметов искусства и иных культурных ценностей, а также состояния экспертизы и атрибуции; – вступает в прямые и публичные дискуссии с организаторами событий и процессов в сфере искусства, профессиональными участниками рынка искусства, экспертами и соответствующими институтами в Российской Федерации и за ее пределами.

***

Конечно, интересно узнать, как относятся к созданию новой организации прочие операторы антик-рынка России: представители контролирующих организаций, антиквары и дилеры. Мы обратились за комментариями к руководителям некоторых заметных организаций.

Олег Таиров, директор арт-галереи «Бельведер», член Правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров

Пока еще рано говорить о создании полноценной гильдии экспертов, – так питерские эксперты туда вообще пошли, да и многие из уважаемых московских тоже. При этом создана организация без каких-либо предварительных консультаций с Росохранкультурой, которую в этом деле обойти нельзя. Да и все декларируемые принципы были выработаны всего за пару месяцев до образования НОЭКСИ на общем заседании антикваров во время XIX салона.

С экспертизой, конечно, надо как-то «разруливать» ситуацию. Но не таким нахрапом.

Олег Стецюра, президент аукционного дома Гелос

Я – за развитие антикварного рынка. Ведь чем больше участников появляется на рынке, тем выше становятся цены. Значит, тем больше процентов я получу с продаж. Что же касается создания новой экспертной организации, мне непонятно, что изменится. Например, будет ли введена персональная ответственность экспертов за возможные неверные заключения?

Михаил Перченко, владелец галереи «Старые мастера»

Ничто на этом рынке ничего не может изменить. Жизнь как шла, так и идет. В частности, что касается экспертного совета, созданного господином Зябловым, то мне от этого ни холодно, ни жарко. Я вообще занимаюсь западным искусством, а там все кристально ясно. Есть три эксперта, чьи подписи признаются, – два в Эрмитаже, один в Москве. Есть еще два-три человека, хорошо разбирающиеся в западном искусстве.

По поводу стремления Зяблова стать монополистом на рынке экспертизы, приведу в пример Францию. Там каждый может написать на визитке «эксперт». Но весь Париж все равно знает, кто эксперт настоящий. И то же в Бельгии. И там честность эксперта заключается в том, что он по фотографии может сказать: я не буду проводить исследование, так как моя экспертиза стоит дороже, чем сама картина.

Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы Росохранкультура, улыбаясь, сказал, что говорить об этом нечего, так как это частная инициатива частных лиц. И добавил, что Росохранкультура «их» не поддержит.

***

В целом, все участники антикварного процесса в России считают, что создание общей экспертной структуры необходимо. Но многие эксперты и практически все антиквары, коллекционеры и дилеры, с кем пришлось разговаривать, выступают против того, чтобы столь важное, государственное дело было монополизировано частной структурой. А именно таковой и является по сути НОЭКСИ, образованное группой частных лиц.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Учителя и художники

Учителя и художники

Данила Давыдов

Творческие поиски Новейшего времени в мистических координатах

0
317
Что нам делать с искусством?

Что нам делать с искусством?

Вера Чайковская

Людвиг Витгенштейн и его сестры, а также Петрарка, который изобрел пейзаж

0
1693
Венецианская биеннале современного искусства побила исторический рекорд посещаемости

Венецианская биеннале современного искусства побила исторический рекорд посещаемости

0
745
Песня об уходящем поезде

Песня об уходящем поезде

Андрей Мирошкин

Железная дорога помогает писателю понять душу России

0
1193

Другие новости

Загрузка...
24smi.org