0
1631
Газета Антиквариат Печатная версия

28.12.2007

Общественный договор

Тэги: ростропович, вишневская, коллекция, sothebys


ростропович, вишневская, коллекция, sotheby▓s Галина Вишневская особенно ценит декоративно-прикладное искусство.
Фото предоставлено пресс-службой МГАФ

Уникальная коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской почти целиком была выставлена на торги аукционного дома Sotheby’s в Лондоне. Торги должны были состояться в сентябре этого года. Их ждали, готовились, возник небывалый ажиотаж.

Появление на рынке такой качественной, цельной и при этом очень индивидуальной коллекции – событие исключительное, тем более когда речь идет о русском искусстве. Коллекция формировалась в течение 30 лет в духе старых, еще дореволюционных собраний – она энциклопедична, имеет несколько разделов, в каждом из которых есть шедевры музейного значения. В собрание входят произведения Бориса Григорьева, Николая Рериха, Александра Иванова, Карла Брюллова, Владимира Боровиковского, серебро, фарфор и художественное стекло императорских и частных заводов.

От торгов ждали не столько неслыханных рекордов, сколько реальных цен на некоторые предметы искусства, редко появляющиеся на рынке в таком количестве и качестве. Например, живопись XVIII века. В Лондон со всех концов света стекались коллекционеры, дилеры и просто поклонники музыкантов, которые имели возможность приобрести недорогие вещи в память о своих кумирах.

Но случилось то, чего меньше всего ожидали, хотя и не исключали. Все 450 лотов собрания были приобретены одним покупателем: на предложение главы Роскультуры Михаила Швыдкого выкупить собрание согласился российский предприниматель Алишер Усманов.

Событие беспрецедентное вдвойне. Российскую антикварную общественность расстроил не совсем корректный способ заключения сделки. Sotheby’s отменил торги за сутки без предупреждения, рискуя поссориться со своими клиентами, потратившими время и деньги на поездку в Лондон специально ради торгов и оставшимися неудовлетворенными. При том, что информация о продаже коллекции появилась за несколько месяцев до самого аукциона и было достаточно времени реализовать частную сделку, не обидев других покупателей. Вероятно, сумма, предложенная за уникальное собрание, удовлетворила всех. Впрочем, итоговая стоимость коллекции неизвестна до сих пор. Высказывались предположения, что она чуть ли не в два раза превышает предварительную оценку собрания в 40 млн. долл.

Обрадовало одно – как обещал владелец, коллекция должна будет приехать в Россию (где она, кстати, никогда не была, так как начала формироваться в то время, когда музыканты уже покинули родину и обосновались на Западе), станет доступной публике и исследователям. Скептики сомневались, вспоминая такое же обещание Виктора Вексельберга, купившего собрание яиц Фаберже, которое до сих пор на родину не вернулось.

Тем не менее крупнейшие музеи страны предлагали свои площади для размещения коллекции, среди них – ГМИИ им. Пушкина, Московский Кремль, Эрмитаж, Русский музей. Но Алишер Усманов, как новый владелец, сделал иной выбор. Он передал коллекцию Константиновскому дворцу в Стрельне – решение объяснимое. Ведь Стрельня фактически является правительственной резиденцией в Петербурге и вторым политическим центром после Кремля.

Публичную экспозицию предварительно планировалось открыть в начале 2008 года. Какие произведения из собрания Ростроповича–Вишневской будут доступны посетителям, пока неизвестно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В лучах Славы

В лучах Славы

Владимир Дудин

Каждый из шести концертов Десятого международного фестиваля Ростроповича представил образцовые программы

0
1832

Другие новости

Загрузка...
24smi.org