0
3331
Газета Люди и положения Интернет-версия

11.10.2013 00:01:00

Революция в искусстве и зеленый осел

Тэги: выставка, Шагал


выставка, Шагал

«Прогулка» – одна из самых узнаваемых и часто цитируемых работ Шагала.
Фото с сайта www.m-chagall.ru

В ливерпульском отделении галереи Tate проходит большая выставка Марка Шагала. Проект приехал в Великобританию из цюрихского Kunsthaus, который и подготовил экспозицию. Ее можно было бы назвать ретроспективной, но организаторы  сделали акцент на раннем периоде творчества художника, с 1911 по 1922 год. Это понятно: позднего, даже очень позднего Шагала в Цюрихе хорошо знают и любят. В 1970 году он сделал для довольно невзрачной монастырской церкви Фраумюнстер пять витражей, украсивших позднероманские хоры. В десятиметровые стеклянные панно художнику удалось вместить почти всю библейскую историю. Шагалу тогда было 83, но, несмотря на возраст, он не только делал эскизы, но и участвовал в самом процессе производства. На этом история не закончилась: в 1978-м уже девяностолетний художник дополнил ансамбль круглым окном-розеткой на южной стене поперечного нефа. Читать эти витражи непросто – слишком они насыщенны, аллегоричны, многоплановы. Откуда взялись те или иные образы, не следует искать на выставке – у раннего Шагала религиозных мотивов почти нет. 

Зато много из жизни и витебской повседневности, много еще раннего поиска, порой удивляющего, как, например, на крошечном автопортрете 1911 года, почти абстрактном, как у Малевича, экспрессивном, как у фовистов. 1911-й в качестве стартового года выбран не случайно: именно тогда Шагал, отучившись в России, едет в Париж. Окунается в парижскую художественную жизнь, знакомится, узнает, впитывает. Его работ до 1914 года, когда он вернулся в Витебск, на выставке больше всего. Всех их Шагал оставил в Париже, уезжая в июне 1914-го на месяц на свадьбу сестры и вынужденно оставшись в России на несколько лет. Произведения разошлись по друзьям и частным собраниям, а долгое время гулявший слух о его гибели на войне только прибавил им популярности. 

Сегодня большинство этих работ – в музеях. Здесь и «Париж из окна», отразивший все восхищение молодого художника городом передовой на тот момент художественной мысли. И «Поэт с птицами» с вангоговским мазком и фовистским колоритом. Рядом «Продавец животных», прозрачными светящимися цветами и дисковидными формами отсылающий к Роберу Делоне.

  Дальше несколько графических и живописных работ – «Солдат пьет» 1911 года или натюрморт из собрания музея Уцуномии, в которых чувствуется влияние набирающего силу кубизма. 

И все же главные работы этого времени, в которых и кубизм, и фовизм, и экспрессионизм, и другие возможные «измы» переработаны и адаптированы под собственные художественные задачи мастера, в первую очередь отличаются ярко выраженным колоритом необычного быта маленького еврейского городка. Именно этот экзотический мир привлек Гийома Аполлинера, который охарактеризовал его как «сюрнатурализм». С поэтом Шагал подружился, память об этих отношениях на выставке – работа 1912 года «Посвящение Аполлинеру». Позже, в 1922 году, уже в России в коротком эссе для литературно-публицистического журнала «Шторм» Шагал писал: «Если бы я не был евреем, я бы не был художником – или стал бы совсем другим художником». «В Россию с ослами и другими», «Зеленый осел», хрестоматийная «Я и деревня» – эти одновременно аллегорические и реалистичные образы будут иконографически повторяться на протяжении всего творчества Шагала, всю жизнь воссоздавая для художника дом, родной город, еврейский характер. 

Вторая рубежная дата выставки – 1922 год, когда Шагал сначала уехал в Каунас, затем в Германию, а после перебрался в Париж. В Россию он больше не вернется, и годы, проведенные на родине, останутся в памяти лишь особым набором работ, отразивших не только художественные поиски, но и важнейшие вехи в жизни художника. Первой такой зарубкой в биографии стала война: на фронт благодаря связям он не попал, но впечатления о проводах солдат и скорбящих семьях на выставке представлены серией графических работ из Русского музея. 

В 1915-м еще одно событие – женитьба на Берте (Белле) Розенфельд. В «Моей жизни» Шагал писал о своей любви : «Она молчит, я тоже. Она смотрит – о, ее глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все; как будто всегда наблюдала за мной». В экспозиции – такие классические шагаловские вещи, как «Голубые любовники», «Белла и Ида за столом», «Прогулка» с летящей по воздуху Беллой из Русского музея, «Лежащий поэт» из Tate, написанный во время их безмятежного медового месяца. 

Оставшись в России, Шагал  не был коммунистом, его «революция» была революцией в искусстве. Он не поддерживал идеи конструктивизма и абстракции, и очень быстро между ним и его коллегами, левыми художниками, возникли серьезные разногласия. До такой степени, что Казимир Малевич, которого Шагал сам пригласил в Витебск в основанное им Народное художественное училище, фактически выжил оттуда Шагала. 

Живопись Шагала никогда не была реалистичной, она полностью лишена повествовательности. Его воображаемый мир внеисторичен, облечен в фольклорную форму, витиеватую, насыщенную ассоциациями. На одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни. На Шагала повлияла сама атмосфера провинциального еврейского городка: жизненный уклад, обычаи, праздники, предания и суеверия, нравственные принципы и особенности поведения. И во время пребывания в России, когда возрождается интерес к традиционной еврейской культуре, Шагал делал много так называемых документов. Они не просто фиксировали культуру прошлого, но впоследствии служили  материалом для его полотен. Он писал стариков-евреев, синагоги, кладбища  – «Красный еврей», «Еврей за молитвой», «Раввин с лимоном», «Игроки в карты». Наряду с этим создал вымышленные образы родного местечка: «Голубой дом», «Серый дом», «Вид Витебска» и, конечно, «Над Витебском» из собрания самого музея Цюриха с синагогой и летящим над заснеженными улицами города старым евреем. 

Впрочем, кульминация экспозиции не эта типично шагаловская тема. Семь масштабных эскизов, сделанных для Еврейского камерного театра и ныне хранящихся в Третьяковской галерее, выделены в отдельную зону. Экспериментальный театр, основанный Алексеем Грановским в Петрограде и переехавший в Москву, заказал Шагалу оформление первого московского спектакля, состоящего из трех одноактных пьес Шолом-Алейхема, конструкции сцены, грим актеров, живописные панно на стенах. Это была не первая работа для театра – он уже сотрудничал с новым Театром революционной сатиры, ТеРевСат.  О начале своей работы для Еврейского камерного театра Шагал писал: «Вот стены, – сказал Эфрос, – и делай с ними что хочешь». Это была брошенная, нежилая квартира, ее хозяева уехали. В свое время театр называли «шагаловской шкатулкой», и это ощущение кураторы постарались передать и в экспозиции. 

Строго говоря, это еще не конец экспозиции – несколько работ 1940–1950-х как будто перекидывают мостик к тому позднему Шагалу, что светится витражами Фраумюнстер. Но это лишь крохи большого этапа его творчества, который пройдет в совсем другой атмосфере жизни вне России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
583
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
352
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2353
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1842

Другие новости