0
2618
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.10.2013 00:01:00

Художники озерного края

Тэги: Финляндия, Атенеум, выставка


Финляндия, Атенеум, выставка

Картина Эдельфельта «Бабы из Руоколахти» – значимая работа финского объединения живописцев. Фото с официального сайта музея

Главный музей Хельсинки, Атенеум, отпраздновал на днях свой 125-й день рождения. В 1888 году на его открытии побывали меньше тысячи человек, с этого времени количество гостей увеличилось в разы. 18 октября Атенеум решил сделать вход для посетителей бесплатным, и всем любопытствующим пришлось постоять в очереди. Ожидание впоследствии было скрашено праздничным пирогом и горячим соком, а также представлением совсем новой, только что открывшейся выставки «Очарование озера – общество художников Туусуланъярви».

В конце ХIX – начале ХХ века на восточном берегу озера Туусуланъярви возникло небольшое, но весьма значимое для развития финского искусства объединение, получившее название «Общество художников Туусуланъярви». Именно здесь, в пяти стоящих неподалеку друг от друга усадьбах, жили и работали выдающиеся мастера, сыгравшие ключевую роль в становлении культуры Финляндии: писатель Юхани Ахо с женой художницей Венни Солдан-Бруфельдт, композитор Ян Сибелиус, поэт Юхана Хейкки Эркко, художники Ээро Ярнефельт и Пекка Халонен.

Общество возникло во время политической нестабильности. На пост нового генерал-губернатора Финляндии был назначен Николай Бобриков, издавший в феврале 1899 года манифест, существенно ограничивающий права финляндского Сейма и положивший начало периоду русификации. Художники чувствовали себя неуютно в Хельсинки, долгие вечера в ресторанах не способствовали творческой деятельности. Необходимо и желательно было выбраться на волю на лоно природы. Однако очень далеко от культурной жизни столицы уезжать не хотелось. И выбор пал на Туусуланъярви, откуда до Хельсинки можно добраться всего за полтора часа. На решение о переезде влияли и другие факторы: небольшие по сравнению с городом расходы на проживание, возможность жить с детьми в более просторных помещениях, а также поблизости поселились художники, имеющие схожие взгляды и увлечения. 

Во всех семьях интересовались литературой, музыкой, театром и изобразительным искусством, с удовольствием говорили и спорили о воспитании детей и школьном образовании, об устройстве дома и уходе за садом. Часто устраивались совместные праздники. Все это способствовало формированию сплоченного сообщества единомышленников. Подобные объединения художников существовали в то время и в других городах Европы, например, в подмосковном Абрамцеве.

Особое внимание на выставке, конечно, уделено пейзажу и самому озеру. Оно притягивало каждого по-своему. Юхани Ахо был заядлым рыбаком, а его жена Венни занималась плаванием. Ээро Ярнефельта манили камыши, не раз запечатленные на полотнах, а Яна Сибелиуса вдохновляли крики лебедей и журавлей. Пекка Халонена особенно вдохновляли окружающие пейзажи, он работал на улице даже в самые лютые морозы. На выставке можно увидеть целый ряд его великолепных зимних пейзажей.

Отдельный зал в экспозиции посвящен детскому портрету. Антти, сын Пекки Халонена, вспоминал: «Другие ребята свободно бегали, катались на велосипеде, играли в индейцев. Мы же были детьми художников. Следы наших подошв выбивали камнями на скале, чтобы мы знали, на каком месте на границе суши и воды мы должны стоять. Мы заживо сгорали под солнцем и печально смотрели, как отражается в воде наша свобода». Мальчишки пытались увильнуть от позирования любым способом: ныряли в воду, изворачивались в самые неестественные позы или предлагали написать картину на тему «играющие на берегу дети спрятались за камнем».

Особый интерес представляют полотна с зарисовками приусадебных садов, ведь все художники имели большие участки земли для сада и огорода. С большим нетерпением ждали урожая в семье Халоненов, где было восемь детей. Очень тщательно ухаживала за своим садом Айно Сибелиус. Она писала матери: «Надо все хорошенько подготовить к зиме. Огурцов набрала целую корзину и сегодня буду их солить. Здорово, когда твой труд так щедро вознаграждается». Свое собственное женское пространство она называла «источником умиротворения с удивительной силой воздействия». В песнях и фортепианных композициях Яна Сибелиуса, посвященных цветам и саду, можно почувствовать то же настроение, что и в пейзажах Ярнефельта и Халонена.

Чувство домашнего уюта имело большое значение в жизни всех художников. К тому же в северных странах были хорошо знакомы имена основателей английского движения «Искусств и ремесел», Джона Рескина и Уильяма Морриса. Уставший от тесных каморок Рескин считал, что люди должны жить в простых и красивых домах, в которых все будет эстетически уравновешено: найдется место как элементам прикладного искусства, так и особым потребностям и образу жизни жильцов. Дом мастера должен нести в себе отпечаток творчества хозяина. Разглядеть быт участников художественного сообщества можно на интерьерных портретах, а также в самих усадьбах. Большинство частных вилл художников на сегодняшний день функционируют как музеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
982
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
1782
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1194
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1191

Другие новости