0
2980
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.04.2014 00:01:00

Джазовые эксперименты

Тэги: музыка, джаз, концерт


музыка, джаз, концерт Рахим Аль-Хадж в совершенстве владеет струнным щипковым инструментом – арабской лютней. Фото автора

Джаз – жанр изменчивый и разнообразный, и среди чисто джазовых исполнителей существует немало тех, которые отдают дань и другим видам музыкальной деятельности. 

Недавно для московской публики состоялись концерты джазовой музыки, редко звучащей в концертных залах России – этноджаз, фьюжн и джаз-рок. 

В Центральном доме художника сыграло интернациональное трио: Рахим Аль-Хадж (Ирак–Америка) и дуэт «Белый острог» (Two Siberians). В первом отделении концерта прозвучала сольная программа Рахима Аль-Хаджа, состоящая из его авторских произведений. Музыкант родился в Ираке, но сейчас проживает в Америке. В Россию он приезжает уже во второй раз. Рахим Аль-Хадж в совершенстве владеет арабской лютней (удом)  – струнным щипковым инструментом, который стал предшественником шестиструнной гитары.  

Пьесы музыканта наполнены одновременно и лиризмом, и экспрессией, а звук лютни будто соединяет восточную и европейскую музыкальные традиции. Арабская лютня, как и другие экзотические народные инструменты, нечасто можно услышать на европейской сцене. Еще реже он используется при исполнении современных джазовых композиций. Из ярких и удачных примеров можно вспомнить только этноджазовое трио известного немецкого пианиста Йоахима Кюна, где благодаря звучанию ряда нечасто встречающихся  инструментов выстраивается стройная музыкальная «палитра» коллектива. 

Из сыгранных на концерте произведений Аль-Хаджа наиболее близка к этнической музыке композиция Closeness, посвященная матери музыканта. Особенно сильно после красивых, несколько печальных произведений прозвучало импульсивное сочинение, напоминающее изысканный восточный танец. 

Второе отделение открыл дуэт «Белый острог» в составе Юрия Матвеева (полуакустическая гитара) и Артема Якушенко (электроскрипка). Этот коллектив образовался в 1992 году, объездил с гастролями множество стран и сумел записать более десятка полноценных альбомов. 

На одном из дисков «Белому острогу» или Two Siberians («экспортное» название) даже аккомпанировал легендарный американский саксофонист Майкл Брекер, высоко оценивший исполнительскую манеру Якушенко и Матвеева. Интересно, что коллектив придумывает необычные названия своим сочинениям. Прозвучали задумчивая «Кандальная», легкомысленная «Отель «Каруса», зажигательный «Телефон» и медленная «Мандолинка». 

Источник вдохновения для музыкантов – впечатления от многочисленных зарубежных гастролей и путешествий. Стиль «Белого острога» с его плотным звуком, местами напоминающим звучание большого ансамбля, можно охарактеризовать как «камерный фьюжн» – необычный коктейль из разных культур и жанров. 

 В заключение концерта в последних композициях старинные мелодии и современное звучание соединились в искрометных импровизациях. Довольный зал провожал исполнителей продолжительной овацией. 

В более неформальной обстановке культурного центра «Дом» прошел другой концерт – трио Plaistow. Этот небольшой зал центра хорошо известен многим любителям авангардной музыки. Немалое внимание уделяет «Дом» и джазовым концертам. Впрочем, на его сцене звучит не классический, а современный джаз. Швейцарское трио Plaistow, сыгравшее полуторачасовой концерт, знают как российские поклонники рок-музыки, так и любители синтетических жанров. Летом заявлен их большой концерт на самом престижном джазовом фестивале в Монтрё в Швейцарии. Самое сложное – охарактеризовать стиль трио, так как их звучание строится на сочетании монотонных ритмов и высокоскоростной игры пианиста Йохана Буркенеза (лидер коллектива), Венсана Руиса (бас-гитара) и Сирила Бонди (ударные). Музыка Plaistow бесконечно далека от консервативного джаза и находится гораздо ближе к джаз-року и академическому авангарду, чем к традиционной джазовой доктрине. 

 Практически без перерыва, в удачном сопровождении видеопроекции Николя Берже прозвучали композиции как последних альбомов Plaistow – Citadelle и Lacrimosa, так и вещи других периодов творчества группы. Слушателям явно запомнились впечатляющая игра Сирила Бонди, продолжительные фортепианные «переливы» Буркенеза и настойчивый бас Руиса. Зрители «Дома» также не оставили музыкантов без выхода на бис и оваций. 

Концерты в ЦДХ и культурном центре «Дом» показывают, как хорошо звучит необычная музыка на небольших концертных площадках Москвы. В отличие от больших залов с более консервативной публикой и репертуаром залы поменьше все чаще выбирают экспериментальные программы.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1171
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
599
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3265
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2566

Другие новости