0
4024
Газета Люди и положения Интернет-версия

03.10.2014 00:01:00

Ускользнувшая красота Макинтоша

Тэги: макинтош, выставка, архитектура, дизайн


макинтош, выставка, архитектура, дизайн В Москву привезли, что смогли, из нескольких Чайных комнат, в которых Макинтош оформлял все вплоть до мелочей. Фото пресс-службы Музеев Кремля

Обрадовавшись тому, что выставка «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» в Музеях Кремля мало того что показывает априори любимый публикой модерн, так еще и первый раз привезла к нам шотландского гуру, архитектора, дизайнера и художника в одном лице, – не стоит ждать от нее слишком многого. Чтобы не разочароваться. В Одностолпной палате Патриаршего дворца всего около 30 вещей – чудные (с ударением на любом слоге) часы «Домино», комод и лампа, подсвечники, трафареты, которые он пионером начал использовать для декорирования интерьеров, чтобы прихотливые завитушки со шкафов и зеркал перекидывались на стены, архитектурные эскизы и афиши, полупрозрачно-лирические акварели. Но главное – стулья. Впрочем, сперва следует все-таки сказать, что теперешняя крошечная «ретроспектива» начинается «соболезнованиями» Школе искусств Глазго. В свое время Макинтош (1868–1928) и сам там учился, а потом создал новое здание, которое вошло во все энциклопедии и стало одной из самых известных его построек. В конце мая там случился пожар, так что утраченное и пострадавшее, в том числе не доехавшее до Москвы, – новое напоминание о хрупкости искусства, которое не заменит реконструкция или имитация.

Собственно, те подлинники, что добрались до Кремля из Музея Виктории и Альберта, Музеев Глазго, Национального траста Шотландии, Шотландской национальной галереи современного искусства и японского Музея искусств Хида Такаяма – главная причина, по которой на выставку все же стоит заглянуть. (Несмотря на то даже, что вообще показ, щедро снабженный фотографиями и мультимедиа, то и дело провоцирует вопрос – как вы хотите посмотреть Макинтоша: просто в книжках или на выставке, которая силой обстоятельств тоже во многом напоминает альбом, но проигрывает даже выставочному каталогу в полноте?  Но это в скобках.) Выставку можно было бы назвать еще как-нибудь вроде «Стул, который построил Макинтош». Потому что Макинтош – не гаджет и не плащ (впрочем, появившийся благодаря тезке – тоже Чарльзу Макинтошу), а стул, который во многом определил новый стиль. (К слову, макинтошевские стулья сейчас выпускает одна итальянская фирма.) С высоченной спинкой, так что хозяин и в любой будничный день, надо полагать, ощущал себя восседающим на троне. Спинки макинтошевских стульев лаконично, но настойчиво прорезаны геометрическими орнаментами, а не всякими там модерновыми растениями да локонами, потому как, приведя в Шотландию модерн, Макинтош, с одной стороны, вспоминал прошлое, с другой же – вводил моду на строгую геометричность, о которой потом во всю силу заявит ар деко.

Знаменитый «стул Макинтош». Здесь, к тому же, со спинкой-лестницей (стул для Главной спальни Хилл-Хаус).	Фото пресс-службы музеев Кремля
Знаменитый «стул Макинтош». Здесь,
к тому же, со спинкой-лестницей (стул для
Главной спальни Хилл-Хаус).
Фото пресс-службы музеев Кремля

В прошлое архитектор смотрел, объединяя в построенных им особняках традиции шотландских сельских домов и «баронский стиль» замков. В тогдашнем настоящем привил вкус к любимому модерном синтезу искусств, когда в доме все, вплоть до стен и ламп, выступает как в оркестре, tutti, работая друг на друга. Кстати сказать, к жизни Макинтош тоже отнесся как к неотделимой от искусства части, в том смысле, что женился на художнице Маргарет Макдональд, а его друг Герберт Макнейр – на второй из сестер Маргарет, на Фрэнсис. Их прозвали Четверкой Глазго, поскольку все прошли выучку Школы искусств Глазго и понесли вместе новое искусство в жизнь, ну и соответственно в массы. 

Тут, кстати сказать, в хронологию вклинивается сентиментальный сюжетец. В Кремле показывают латунную шкатулку для драгоценностей со вставками из опалового стекла – не то чтобы очень примечательный ларчик остался памятью о помолвке Макинтоша с Джесси Кеппи, сестрой его коллеги по архитектурному бюро «Хонимен и Кеппи», однако по ходу дела Макинтош по адресу девушки передумал, чтобы жениться на Маргарет Макдональд. Ну, бывает в жизни и так, и сяк, и наперекосяк.

Макинтош проектировал школы и даже церкви, но прославился особняками и чайными комнатами, эдакими модными на рубеже веков довольно демократичными, пускавшими людей с разных ступенек социальной лестницы салонами. Макинтош – это стулья, «Белые интерьеры» и роза его имени (которая действительно с его эскизов перешла потом на грядки селекционеров). В небольшой Одностолпной палате, как могли, старались преобразить пространство, разгородив его на два главных «коридора», из которых открываются небольшие выгородки-коморки – одна посвящена особняку Хилл-Хаус, другая – Китайской комнате (увлечение эпохи Востоком тут откликнулось в абажуре-пагоде) в чайных комнатах на Ингрэм-стрит. В первой – черное бюро, что распахивает, как крылья, створки и сдержанно инкрустировано стеклом, керамикой, перламутром и слоновой костью. Условные лепестки внизу – и условные же не то крылья, не то лепестки сверху, в центре мебельного чрева. В спальне Хилл-Хауса, наоборот, выкрашенная в белый деревянная мебель (сейчас такая находка вряд ли кого-то впечатлила бы, а в 1900-м в Вене на выставке Венского Сецессиона она произвела фурор – ну и потом уж Макинтош стал развивать собственную идею, для жаждущих белого заказчиков, похоже, ставшую idеe fixe). Например, шкафы с опять очень условными розовыми лепестками «роз Макинтоша». Шотландец ведь и с розой обходился по-своему. То есть мог он, конечно, томную акварель с увядшими голубыми розами изобразить (хотя и заставляющими припомнить символистскую хандру Врубеля с его тоже акварельной розой в стакане, но тут – более условными), но скорее для себя. А для своего нового стиля решительно стилизовал цветок под эдакий кружок с перемычками-лепестками.

Новый стиль – это дизайн, накрепко связанный с архитектурой, искусство, неотделимое от (уже не пошлой) повседневности. Манифест – это когда смельчак-шотландец в часах «Домино» (для особняка на Дернгейт в Нортгемптоне, последнего крупного проекта) заставляет стрелки ходить не по цифрам, а по костяшкам домино, причем инкрустирован механизм пластиком, который сейчас в искусстве стал обыденностью, а до Макинтоша был немыслим. И когда книжный шкаф (на сей раз для Хилл-Хауса) делает бодро вращающейся белой деревянной башней из белых реечек, такой легкой, проницаемой и геометрически выверенной, как лучшие из иных сегодняшних небоскребов. И хотя «ретроспектива» получилась не такой, как ее задумывали, спустя больше ста лет Макинтош снова в Москве (великий князь Сергей Александрович пригласил его участвовать в «Выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля» в 1902-м) и, как может, отвечает за перекрестный Год культуры Великобритании и России в то время, пока многие события и вовсе отменяются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1545
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
763
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3948
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3054

Другие новости