0
3413
Газета Люди и положения Интернет-версия

10.04.2015 00:01:00

На грани документального и художественного

Тэги: кино, пратчетт, риисхансен, эвтаназия


кино, пратчетт, риис-хансен, эвтаназия Семья Касселли со своими слонами. Кадр из фильма «Цирковая династия»

Центр документального кино на Зубовском бульваре – крутая культурная площадка. Возможно, самая крутая на сегодня в Москве. Только в этом сезоне я посмотрела там такое количество (не отечественных) новых, интересных и качественных документальных фильмов!.. В рамках то и дело проводимых различных фестивалей и в рамках «Образовательного субботника»: это когда ЦДК при поддержке какого-нибудь посольства показывает фильм на английском языке, после чего педагог – носитель языка из BKC International House выходит к аудитории и разбирает вместе с ней фильм. Очень полезная штука! 

В последний раз на «Образовательном субботнике» картина была… сложно подобрать определение – тяжелая? (уж воистину не легкая…), – посвященная эвтаназии в Европе. Под названием «Терри Пратчетт: выбирая смерть» (режиссер Чарли Рассел, Великобритания, 18+). В фильме  писатель выступает главным героем, мыслителем и наблюдателем. Все знают писателя Пратчетта и его справедливо-парадоксальные высказывания: «Ненормальное всегда становится нормой, главное – дать ему немножко времени», «Тот, кто создавал людей, кем бы он ни был, допустил одну большую ошибку: люди так и норовят встать на колени», «Человек, которого можно купить, как правило, ничего не стоит». И так далее. В основе фильма – размышления Пратчетта над вопросом, который встает перед неизлечимо больным человеком: бороться за жизнь до последнего или отказаться от нее самому. Когда Пратчетту был поставлен диагноз «болезнь Альцгеймера», он опубликовал открытое письмо об эвтаназии и не раз публично высказывался о добровольном уходе из жизни в случае, если его состояние будет стремительно ухудшаться.  

Терри  Пратчетт пожимает руку человеку, который скоро на наших глазах добровольно уйдет из жизни. 	Кадр из фильма «Терри Пратчетт: выбирая смерть»
Терри Пратчетт пожимает руку человеку, который скоро на наших глазах добровольно уйдет из жизни. Кадр из фильма «Терри Пратчетт: выбирая смерть»

…Давно я не испытывала такой жути. Не от факта – по факту я как раз за эвтаназию – от исполнения и окружения. В фильме представлены три случая – три решившихся на уход человека; один случай рассмотрен и показан подробно. Мужчина средних лет, голливудский типаж «благородный отец семейства». Абсолютно спокоен. Спокойно подписывает бумаги, спокойно выслушивает инструкции врача; рядом жена, выкладывающая перед ним маленькие шоколадки – типа какую хочешь выбрать, любимый, чтобы закусить яд? Напряжен один Пратчетт, который находится тут же (и который жмет руку уходящему – за пять минут до того, как…). Сам уход быстр и безэмоционален – человек выпил протянутую ему мензурку, голова склонилась набок – все. И от того, что это происходит в чудесном светлом доме со стеклянными стенами, через которые виден чудесный зеленый сад, становится совсем не по себе. Вопил бы изможденный больной, находящийся в невыносимых условиях, – слова бы не сказала, но уравновешенный симпатяга средних лет, посреди всех этих красот… По окончании показа, как всегда, ожидалось обсуждение фильма с очередной преподавательницей языковой школы ВКС-IH (выпускницей Лозаннского университета и специалисткой по коммуникативной методике), но я спешно бежала из зала. Настолько было непонятно, чего тут обсуждать.

В очередной раз я появилась в ЦДК в минувшую среду, то есть позавчера, в день открытия фестиваля документального кино стран Северной Европы North way. Фестиваль начинали лентой датчанина Андерса Рииса-Хансена «Цирковая династия» («The Circus Dynasty»), который я уже посмотрела на съемках передачи «Смотрим, обсуждаем» («Культура»), пришла тогда в неописуемый восторг и теперь рвалась пообщаться с режиссером. 

О фильме. Две знаменитые европейские цирковые династии: семья Бердино (более многочисленная) и семья Касселли (более известная), выступают вместе уже 20 лет. В один год родились их дети – Патрик Бердино и Мэри-Лу Касселли, которые вместе росли, вместе овладевали профессией… У них общий номер на арене, общий досуг, общие интересы – и общее чувство. Произошло то, на что надеялись обе династии: молодые люди влюбились друг в друга, они встречаются. Семьи ставят на блестящую молодую пару, планируя в будущем объединиться в родственном смысле, прикидывая выгоды такого союза. Ради этого они готовы идти на потери – к примеру, на глазах у зрителя Касселли получают заманчивое предложение в виде шестилетнего контракта от знаменитого американского цирка «Барнум энд Бейлис», но отказываются от него. Разделить молодых – как  это можно? 

…Все как в сказке: налаженный бивачный быт, невидимая публике сторона с репетициями и уходом за животными – слонами и лошадьми (один из моих любимых кадров – папа Касселли, по утрянке командующий слонам: «Внимание! Гадить!» – и послушно исполняющие команду животные. Причем прямо в подставленные лопаты, дабы сразу отправлять продукты жизнедеятельности в бочку). И видимая – классные номера в ходе красочного представления. Номер Мэри-Лу: она стоит на слоне, а ее брат-подросток, подброшенный другим слоном,  взмывает вверх и приземляется ей на плечи. (Не очень понимаю, как раз за разом выдерживает ее позвоночник, тем не менее.) Их общий номер с Патриком: он выезжает на лошади, вращая в руках Мэри-Лу, как тросточку. И так далее. 

Как вдруг все это внезапно заканчивается. Патрику, похоже, ударяет моча в голову: он громит трейлер и посылает Мэри-Лу, о которой совсем недавно говорил: «У меня – самая лучшая девушка на свете!», – куда подальше. Она, видите ли, слишком много общается с молодыми людьми – без конца пишет эсэмэски, о чем Патрик самолично и с надрывом докладывает камере. Как известно, милые бранятся – только тешатся: зритель ждет разрешения конфликта и хеппи-энда. Как бы не так! Под сокрушенные вздохи и взгляды родителей молодые расходятся. Они вообще перестают общаться. Уже нет общего номера; надежды на будущее рушатся… В конце концов семья Касселли горестно собирается и отбывает в Венгрию (мама Касселли – за рулем трейлера, они вообще все делают сами, не только выступают), откуда поступило очередное предложение. Патрик даже не приходит попрощаться с людьми, с которыми прошла вся его жизнь…

Режиссер Андерс Риис-Хансен (справа) вместе с послом Дании в России Томасом Винклером (слева) перед показом «Цирковой династии» в ЦДК. 	Фото  автора
Режиссер Андерс Риис-Хансен (справа) вместе с послом Дании в России Томасом Винклером (слева) перед показом «Цирковой династии» в ЦДК. Фото  автора

Первое, что спросил ведущий Владимир Хотиненко у аудитории «Смотрим, обсуждаем», – правильно ли поступили родители, соблюдая нейтралитет и не призвав детей к порядку, ведь на кон было поставлено будущее, и правильно ли поступили дети, поддавшись эмоциям, отдав им, так сказать, приоритет? Поразительная вещь – едва ли не половину аудитории составляли молодые девчонки и ребята из цирковых училищ, которые хором заявили: неправильно, чувство – чувством, а дело – делом, надо было брать себя в руки и работать вместе дальше. А вот люди в возрасте высказывали противоположную точку зрения: ужасно жалко, что так все произошло, но родители молодцы, что не стали настаивать, вмешиваться и диктовать. 

Я высказалась в том духе, что многое меня восхищает в этом фильме – существование героев локоть к локтю, страшно респектабельные и обаятельные деды семейств – один директор цирка, другой – шпрехшталмейстер, но больше всего меня восхищает то, что документальная лента оставляет впечатление художественной – я не понимаю, как это снято. Везде, что ли, были расставлены камеры, к которым герои ходили исповедоваться?.. Почему в своих размышлениях, сетованиях, повседневной жизни они абсолютно не замечают оператора с камерой? Как такого можно  добиться? 

В студии на обсуждении «Цирковой династии» присутствовали эксперты. Один, неизвестный мне литератор, с ходу заявил, что все подстроено, срепетировано и сыграно. Более компетентный в цирковом деле Эдгард Запашный возразил: он отлично знает обе семьи, более того, присутствовал на вручении Мэри-Лу «Золотого клоуна» (главного приза фестиваля в Монте-Карло, который считается цирковым Оскаром) как раз в разгар их с Патриком романа и уверяет всех, что Мэри-Лу была неприступна, как скала, хотя ее десятками атаковали молодые люди. Следующее его заявление, впрочем, мне понравилось меньше – на тему, что в России цирковым лучше приходится в том плане, что им не надо самим водить трейлеры, лопатить навоз и отрывать билеты на входе (а билеты на входе отрывает блистательная Мэри-Лу). Проще – это точно. Очень у нас звездить любят, и чтобы непременно – слуги.

…Короче, сидела я позавчера в кафе ЦДК в ожидании датского режиссера, который должен был выступить перед показом своего фильма (а сперва дать мне маленькое интервью), и выслушивала сводки от устроителей: «Он не знает Москвы», «Он не может поймать такси от «Метрополя». (В общем-то к иностранцу, впервые посетившему Москву, вполне можно было приставить человека в сопровождение…) Наконец, Андерс появился – загорелый, синеглазый, обаятельный, и я смогла задать ему свои вопросы. Я узнала, что «Цирковую династию» он снимал два года, с 2012 по 2014-й, – вот просто поселился вместе с героями, честно предупредив их, что это будет утомительно. Цирковые обожают глянец, интервью и все такое, а ему совершенно не надо было, чтобы они, расправив плечи и вздернув подбородок, демонстрировали голливудскую улыбку. И он добился их естественности в кадре, но стоило отлучиться на неделю – как он заставал опять вот это: браваду и подиум. Обычно цирковые не любят, чтобы показывали их «кухню», предпочитая, чтобы их показывали в блеске огней манежа, но ему удалось это сломать. Он считает свой фильм вызовом скучной документалистике; «Цирковая династия» уже вовсю разъезжает по фестивалям – от Амстердама до Торонто – и уже вышла на DVD. Он хотел снять человеческую историю двух  династий, не суженную только до истории любви двух ее юных представителей, а скорее историю соединения и разрыва двух цирковых кланов. А вообще он очень любит цирк и не считает это плохим вкусом. 

Я бы много еще о чем спросила Андерса Риис-Хансена (и рассказала бы ему про популярный у российских документалистов ужасный жанр – «докудрама»), но в затылок дышали два посла – шведский и датский, а также съемочная группа канала «Культура». Еще мы с ним успели выяснить, что у нас общий друг – известный датский радиожурналист Йон Калдан, на чем и вынуждены были расстаться. 

Господа, смотрите хорошее документальное кино, местами оно гораздо лучше художественного!  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1345
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
673
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3575
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2791

Другие новости