0
1278
Газета Кино Интернет-версия

03.10.2011 00:00:00

Бирюлево–Остоженка: 1:0

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Из доброго ангела героиня превращается в настоящую самку.
Кадр из фильма

В прокат вышел фильм Андрея Звягинцева «Елена». Он отмечен спецпризом жюри конкурса «Особый взгляд» в Каннах и был бы лучшим представителем от России в соревновании за «Оскар». Сценарий писался Звягинцевым и его соавтором Олегом Негиным на материале британских реалий и предназначался для европейского альманаха на тему «Апокалипсис». Но экранизирован был в итоге на родине авторов. Хелен превратилась в Елену, история запестрела красками российской жизни, но в главном ничуть не утратила универсальности.

После августовских волнений в Англии еще больше поражает интуиция авторов «Елены», поселивших поначалу своих героев именно в Соединенном Королевстве. Толпы бесчинствовали там без сколько-нибудь оформленных лозунгов, но чудится, будто в их коллективном бессознательном маячил именно тот вопрос, который задает своему богатому мужу Елена, женщина «из низов»: «Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Почему? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей?» В атмосфере фильма разлито напряжение, предощущение глобальных классовых разборок, свидетелями которых мы являемся в течение всего этого года. Конфликт Елены и Владимира – на самом деле конфликт двух архетипов современного общества: потому картина и понятна везде, где сосуществуют респектабельные буржуа и гегемон. Он – прагматик, наживший состояние благодаря уму, способностям. Его мирок комфортабелен, но от окружающей жизни огорожен заборами, снабжен охранниками и видеокамерами. Она же, хотя и живет в мужниных хоромах, душой осталась в родном Бирюлеве, в малогабаритной квартирке, где все как у людей: сын посасывает пиво, внук тычет в кнопки приставки для видеоигр, невестка утирает сопли младенцу и ворчит на мужа. Тут никто не работает – ну, просто потому, что не повезло, нет блата в хлебных областях, а по мелочам что ж лишний раз с дивана подниматься? Тем более сердобольная мама отдает каждый месяц свою пенсию. Жить-то ей есть на что – подцепила несколько лет назад богатого. Повезло так повезло! Мог бы он и пощедрее быть с семьей жены – да принципиальный больно: не хочу, говорит, содержать бездельников.

Недавно довелось услышать от Андрея Звягинцева, что меньше всего он хотел принимать чью-то сторону в этом конфликте, изо всех сил старался показать, что у каждого своя правда. И все-таки знаки большего сочувствия к типу таких, как Владимир и его дочь Катя, проступают в ткани картины. В лицах Андрея Смирнова и Елены Лядовой (они сыграли отца и дочь) – порода, значительность. Сыгравшая Елену Надежда Маркина поначалу радует глаз своей русской статью, милотой простого лица. Но лицо это все больше искажается напряжением, лихорадочной работой мысли: как вытрясти из мужа денег на взятку в институт – иначе старшего внука загребут в армию. На наших глазах она превращается из доброго ангела с медицинским образованием в самку, готовую ради своего потомства на убийство. А на лицах этого самого потомства все признаки иждивенческой жизни: пустота в глазах сменяется блеском только в том случае, когда вдруг привалило счастье в виде пачки купюр и элитной квартиры скоропостижно скончавшегося Владимира. Выходцы из Бирюлева расхаживают по изысканным апартаментам, с мстительным удовлетворением смотрят с балкона на простершуюся внизу Остоженку, но во всем этом новом великолепии не могут придумать более сладостного досуга, чем семейный просмотр футбольного матча под пиво и соленую рыбку┘ По словам Звягинцева, одним из первых вариантов названия фильма было «Нашествие варваров». Его отмели из-за слишком лобового звучания, но то, что оно возникло, симптоматично.

Несмотря на явный перевес авторской симпатии в сторону богатого бизнесмена и его богемной дочки, жизнь продолжается не их усилиями. Больше того, им отказано в жизни: Владимир гибнет, а Катя не собирается заводить семью, рожать детей. Их дом обживают Еленины отпрыски, и в последнем кадре фильма мы видим только-только рожденного третьего внука Елены, которого положили на необъятную кровать покойного Владимира. Крошечный человечек шевелится, поворачивает головку направо-налево. В отличие от старших братьев свои первые шаги он сделает сразу по Остоженке, но бирюлевский ген-то в нем такой же, как у них. Кто кого изменит – окружающая среда вмешается в его наследственность или он изменит среду в соответствии с духом семьи, – вот вопрос, с которым нас оставляет Звягинцев. Ответ получим со временем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
243
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
303
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
248
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
208

Другие новости