0
1639
Газета Кино Печатная версия

26.12.2011

Елена, повелительница слонов

Тэги: кино, премия, белый слон


кино, премия, белый слон Лауреат Звягинцев.
Фото РИА-Новости

В конце недели Гильдия киноведов и кинокритиков раздала своих «Белых слонов» за 2011 год. Впереди еще большие премии киноакадемий – «Золотой орел», «Ника», но критический «Слон» ценится авторами по-особенному. Ведь он – от тех, кого принято считать оппонентами (да чего греха таить, частенько режиссер убежден, что критик – тунеядец и враг). «Мои отношения с критиками постепенно приходят в равновесие», – с благодарностью, но как-то настороженно пробормотал автор «Елены» Андрей Звягинцев, получив, один за другим, призы за режиссуру и за лучший фильм года.

Церемония была в этот раз крайне аскетичной. Площадку предоставил Международный университет, где квартирует КиноСоюз, но на поверку она оказалась не лучшим местом для светского собрания. Гости карабкались по уходящим вверх рядам большой учебной аудитории, а номинантов сосредоточили за шаткими столиками внизу, на своеобразной арене. Их вызывали с мест ведущие вечера – актриса Дарья Мороз и киножурналист Давид Шнейдеров. Помимо двух главных призов в копилке «Елены» оказалась еще награда за лучшую женскую роль второго плана – ее сыграла, по мнению критиков, Елена Лядова. А за главную дамскую партию отмечена Дарья Екамасова – многострадальная Варвара из фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Еще один лауреат из команды этой картины – Алексей Серебряков, ему достался «Слон» за мужскую роль второго плана. Кстати, «Одна баба» вошла, по итогам двух туров голосования, в шорт-лист номинации «Лучший фильм», то есть серьезно претендовала на главный приз критической премии. И тут невозможно до конца понять, действительно ли многим профессионалам пришлась по нраву неровная, рыхлая картина или это знак уважения (неподдельного!) к автору давних шедевров.

По трем «техническим» позициям отмечена картина Александра Зельдовича «Мишень»: «Слоны» достались художникам-постановщикам Юрию Харикову и Владимиру Родимину, оператору Александру Ильховскому и композитору Леониду Десятникову. По одному призу у картин, с которыми связывалось в уходящем году много надежд: за лучшую главную мужскую роль награжден Антон Шагин, сыгравший в фильме Александра Миндадзе «В субботу», а лучшим сценарием признана виртуозная четырехчастная композиция Марины Потаповой, легшая в основу фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу».

Впервые вручали свой приз представители молодого КиноСоюза. На их сайте сначала шла бурная дискуссия о том, как приз назвать, – победили сторонники «Элема» (таким образом, награда названа именем замечательного режиссера и реформатора советского Союза кинематографистов Элема Климова). Потом было запущено элементарное интернет-голосование, и большинство членов КиноСоюза высказалось за фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» (странно, конечно, в конце 2011-го награждать фильм, снятый в 2009-м). Ближе к финалу вечера перед собравшимися предстал тандем – президент уходящий и его преемник. Речь, конечно же, о президентах Гильдии киноведов и кинокритиков. Истек второй срок президентства Виктора Матизена, и новым лидером члены гильдии признали кинокритика и телеведущего Андрея Шемякина. Матизен руководил критическим объединением в трудные годы, когда киносообщество было раздираемо страстями, дележами и скандалами. В особо одиозной истории раскола Союза кинематографистов лидер критиков ярко, смело оппонировал Никите Михалкову, в связи с чем, помнится, вызвал запредельную ярость хедлайнеров съезда в Гостином Дворе. Александр Панкратов-Черный серьезно доказывал, что Матизен – человек больной, так как его деятельность изначально деструктивна. Николай Бурляев объявлял голосование по вопросу исключения критика из СК. Геннадий Полока тоже посвятил целую речь разоблачениям коварного президента критической гильдии┘ Сейчас все это вспоминается как дурной сон. Церемонии «Белых слонов» при Матизене были разными по размаху. Однажды, например, действо вышло невероятно пафосным, концептуальным, шло в оригинальных декорациях, вели его Анатолий Белый и Валерий Баринов – объяснялся этот прецедент тем, что к премии вдруг проявил интерес Александр Роднянский. Больше такого, увы, не повторялось, но даже в условиях суровой экономии актив гильдии умудрялся проводить церемонии элегантно. Теперь эту традицию предстоит продолжать и – хочется верить – как-то модернизировать новому лидеру кинокритиков Андрею Шемякину.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мост строили, строили – и наконец построили

Мост строили, строили – и наконец построили

Наталия Григорьева

На фестивале в Ялте показали фильм Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян - про Крым и плохих американцев

0
903
Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
1752
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
1369
Их могло быть намного больше

Их могло быть намного больше

Виктор Леонидов

Русские страдания по Нобелевской премии

0
235

Другие новости

Загрузка...
24smi.org