0
1624
Газета Кино Интернет-версия

24.05.2012 00:00:00

На смерть "Поэта" сняли фильм

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Прощай, проект, невольник чести...
Кадр из фильма

Режиссер Вера Кричевская честно признается: «В картине маловато кинематографического «мяса». Это больше публицистика». Действительно, изысков авторского неигрового кино вы тут не найдете, но и на телевизионную псевдодокументалистику «Гражданин поэт» совсем не похож. Это больше, чем закулисная зарисовка. Пожалуй, фильм Кричевской – первая в нашем кино попытка осмыслить произошедшее со страной и обществом за последние полгода.

Вера Кричевская стояла у самых истоков этого разухабистого шоу. После того как очередной выпуск «Гражданина» сняли с эфира на ее родном «Дожде», уволилась из команды Натальи Синдеевой. А уже 15 января 2012-го в ее квартиру ввалились подвыпившие Михаил Ефремов с Андреем Васильевым и заявили: «А давай, мать, за полтора месяца снимем кино про «Гражданина поэта»!»

Деньги нашлись в течение двух дней, и понеслось – 4 февраля уже вышли снимать шествие по Якиманке, потом месяц колесили по стране с концертами, еще месяц ушел на монтаж.

И вот фильм выходит на экраны. Стоит добавить – после того, как сам «Гражданин поэт» сошел с экранов наших телевизоров и перестал возникать в радиоэфире. Почему создатели приняли решение закрыть проект на пике популярности – на этот вопрос, кстати, отвечает в картине Кричевской продюсер «Гражданина» Андрей Васильев: «Я-то чувствую, что мы выдыхаемся…» Смелое признание. Вообще на признаниях Васильева фильм держится больше, чем на чем-либо еще. Как ни странно, именно он стал главным героем. Не любимец публики Михаил Ефремов, не завсегдатай ток-шоу и митингов Дмитрий Быков, а именно продюсер проекта – бывший главред «Коммерсанта» Васильев. Кажется, автору интереснее прочих именно этот персонаж – умник, циник, весельчак и матерщинник. Роли других очевидны: Быков сочиняет, Ефремов исполняет. А этот со снайперской точностью выхватывает из потока новостей именно ту, что ляжет в основу очередного опуса, потом режиссирует номер, вдохновенно собачится с обоими соратниками… Контрапунктом к этим производственным моментам даны фрагменты интервью с Васильевым, где он вспоминает разные сюжеты из своей жизни, даже и те, что прямого отношения к возникновению «Гражданина» не имели. Например, как он был приглашен в свое время к зампреду Медведеву на разговор о судьбе покинутого им к тому моменту ИД «Коммерсантъ», как убедили его там вернуться «из ссылки» и помочь новому владельцу Алишеру Бурхановичу Усманову. Нарочно не будем раскрывать интриги, чтобы не отбивать хлеб у тех кинотеатров, что решились показывать «Гражданина». Кстати, прокатывать фильм взялась компания «Киноклуб» – та же, что работала с фильмом Сирила Туши «Ходорковский». «Как правило, массовый поворот к документальному кино случается в сложные времена, – считает Кричевская. – У нас он возник в конце 80-х. Вспомните, как ходили на «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса, на «Так жить нельзя» Станислава Говорухина. Потом это угасло. А во всем мире острое политическое неигровое кино зарабатывает в кинопрокате миллионы долларов!» Представитель «Киноклуба» Ольга Паперная рассказала, что вслед за «Гражданином» компания собирается прокатывать еще две документальные картины - Tomorrow Андрея Грязева об арт-группе «Война» и нашумевший «Поцелуй Путина» датчанки Лизе Бирк Перерсен об активистке молодежного движения «Наши» Маше Дроковой. «Мы купили права на показ «Поцелуя Путина», – уточнила Паперная, – но выдадут ли нам прокатное удостоверение – еще неизвестно».

В свою картину Вера Кричевская включила небольшие интервью с мамами главных героев, и эффект этот ход дает очень неожиданный. Во-первых, нельзя не поразиться контрасту, который составляют своим ярким сынкам-бузотерам эти три рассудительные дамы. Промелькнула даже мысль, что 50-летние мужики до сих пор так резвятся благодаря наличию мам в их бурной жизни. Алла Покровская, Наталья Быкова и Светлана Васильева полны трогательного беспокойства за сыновей; моментами даже возникает комичное ощущение: кажется, эти мамаши даже не подозревают, что их мальчики пьют и курят. Интересно, что все три дамы, не сговариваясь, признаются: люди их поколения (рожденные в конце 30-х) всосали страх с молоком матери, с ним и живут всю жизнь. И когда дети играют с огнем, тревога за их настоящее и будущее поднимается со дна материнской души. «Они дразнят слишком опасного человека, – говорит об авторах «Гражданина поэта» Наталья Иосифовна Быкова. – Такие люди, как он, не прощают обид». Но вместе с тем мамы признаются в солидарности и с собственными сыновьями, и с поклонниками их смелого шоу, и с тысячами участников протестного движения. «У таких мам не могло бы быть других сыновей», – поделилась своими ощущениями от общения с дамами Кричевская. В ее фильме как бы два финала. Один – от создателей собственно «Гражданина поэта»: Михаил Ефремов прощается с публикой уже из гроба, пророчествует про незыблемость ЧК, потом орет Punks not dead… Второй – от автора фильма, и в нем важны внимательные, с фокусировкой на лицах панорамы по людским потокам на белых шествиях. «Что для вас было самым важным, когда вы снимали фильм?» – задал вопрос кто-то из журналистов на пресс-конференции. «Передать поразившее меня во время съемок митингов, поездок по стране ощущение пробуждения людского сознания», – ответила Кричевская. «А я думал о том, что дембель близок…» – сообщил Андрей Васильев.

Андрей Васильев о профессиональном детстве Дмитрия Быкова:

«Когда я работал в «Московском комсомольце», Быков приходил ко мне еще школьником с портфельчиком. И писал неплохие заметки. Помню, помер Андропов. Все как-то растерялись, испугались. И, в частности, перестали почему-то пускать и выпускать людей из редакции «МК». Сидим мы там, думаем: как бы портвейна купить?.. Ведь не выйдешь. А школьник Быков каким-то чудом прорвался к нам. На слезе говорит мне: «Андрей Витальевич, что же теперь будет?!» Я так обрадовался, что он протырился в редакцию! И говорю: «Я знаю, что теперь будет!» Вытрясли из его портфеля арифметику, грамматику, дали ему 7 рублей и выпихнули на улицу. Первый раз в жизни этот отличник сгонял за портвейном, загрузил в портфельчик, а мы уж этот портфельчик втянули на веревке в окно редакции».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
280
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
233
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1915
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1461

Другие новости