0
5655
Газета Кино Интернет-версия

30.08.2012 00:00:00

Она, Он, его жена и ее любовник

Тэги: венеция, кинофестиваль


венеция, кинофестиваль Немецкая актриса Франциска Петри успешно справилась с ролью «универсальной» обманутой жены...
Кадр из фильма «Измена»

Часто приходится разуверять убежденных в том, что режиссеры российские снимают кино специально под тот или иной зарубежный фестиваль. Эта конспирологическая идея в ходу не только среди критиков-любителей, но нет-нет и в размышлениях вполне квалифицированных специалистов проскочит. Так вот, приходится признаться, что такой случай, как новый фильм Серебренникова, в ком угодно способен расшевелить горькое подозрение: действительно, «пишут» иные творцы не как дышат, а стараясь угодить.

В прошлом году многих поразила универсальность той истории, что была рассказана Андреем Звягинцевым в «Елене». Написана она изначально на английском материале, потом отлично легла на российские реалии и, что главное, считывается зрителями разных стран, не теряя ни в философском аспекте, ни в социальном. Историю, понятную всем и везде, в этом году решил рассказать Кирилл Серебренников. И в стремлении к универсальности отбросил вообще все географические координаты – действие происходит здесь и нигде. У героев нет имен. Просто Она, Он, Первая жена, Второй муж. Среднебуржуазные интерьеры, а пейзажи таковы, что в них признает родные просторы любой горожанин-европеец, россиянин в том числе. И чтобы уж окончательно воспарить над любыми привязками, Серебренников задействует в своем фильме актеров из разных стран, да таких, что раньше в резонансных проектах особо не мелькали. Основной дуэт ведут немка Франциска Петри и македонец Деян Лилич – обладатели интересных лиц, вглядываться в которые можно долго и не без интереса. Их героев свела одна беда: ее муж изменяет ей с его женой. Обманутые супруги начинают следить за неверными половинками, становятся свидетелями жуткой гибели любовников. Изменщиков, кстати, сыграли россияне, но не профессиональные актеры: Андрей Щетинин, дебютировавший несколько лет назад в фильме Александра Сокурова «Отец и сын», и певица Альбина Джанабаева, некогда солистка группы «ВИА Гра». Позже еще появится пара отличных рижан: мачо сегодняшнего латвийского кино Артурс Скрастиньш (это он – Второй муж) и актриса из труппы Алвиса Херманиса, звезда спектакля «Латышская любовь» Гуна Зариня (ей отведена роль Следователя). Интересно, что все мужчины в фильме Серебренникова прекрасны и растерянны, все – объекты женских притязаний и жертвы их коварства. А дамы вроде тоже внешне хороши (кроме персонажа Гуны Зарини, ее следовательница – ущербная женщина, существо-фрик, в разных обличьях появляющееся в разных произведениях Серебренникова), но их красота холодна, а сами они сеют обман, несут разрушение. Главная героиня – белокурая бестия во врачебном халате, с яркой помадой на застывшем лице. Это она втягивает чужого мужа в слежку, словно лицом в нечистоты макает: смотри, как твоя жена, мать твоего сына с моим супругом развлекается. Она упивается своей обидой и другому ее навязывает, забирает нездоровую власть над собратом по несчастью. Похоронив неверного мужа, выходит за следующего и его счастливым не делает, изменяет ему с… тем самым, с кем следила за тайными похождениями своего первого. Проходят годы, а Она не старится, словно беды и страдания окружающих питают ее красоту. По-прежнему ходит эта Доктор Смерть на работу в поликлинику, приникает со стетоскопом к человеческим телам.

Над сценарием «Измены» работала с Серебренниковым одна из самых востребованных наших кинодраматургов Наталья Назарова. Ее конек – психология людских отношений, ей удаются образы «белых ворон». Интрига «Измены» закручена изобретательно, речь с экрана слышна человеческая, а не искусственная, как это бывает сейчас сплошь и рядом в нашем кино и сериалах. Но волей режиссера история этой своеобразной – перекрестной – измены из бытовой плоскости смещена в мистическую, душой героини явно владеют какие-то мрачные незримые силы. Что-то в ней есть от ведьмы, особенно в том эпизоде, когда все прячутся от грозы, а она стоит под струями ливня и улыбается – муж лежит в морге, и больше уже не красться ей за ним по гостиничным закоулкам.

Путь в одночасье овдовевших супругов пролегает от дверей морга через невероятно кинематографичные объекты – подсвеченные неоновыми огнями надземные переходы, лестницы. В операторе Олеге Лукичеве Серебренников снова обрел единоверца: снято красиво и холодно, технически оригинально и без любви к людям в кадре. Наверное, в этом и есть зазор между «почерками» Назаровой и Серебренникова – первая хоть и ныряет в достоевские глубины, но движет ею сочувствие к человекам, а Серебренников их препарирует с отстраненностью хирурга. В его воплощении история простерилизована не только на предмет грубой принадлежности к контексту места, но и на предмет живых чувств. Все происходит в безвоздушном пространстве, герои лишены примет судьбы и напоминают шахматные фигурки в чьей-то игре: достали, расставили, сыграли ими эффектную партию, а потом смахнули обратно в ящик.

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
710
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
691
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
606
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
827

Другие новости