0
16801
Газета Кино Интернет-версия

26.08.2014 00:01:00

Рекомендовано к просмотру в России

Тэги: минкультуры, кино, зарубежные фильмы, список


В понедельник на портале «Культура.рф» в разделе «Кино» – «Классика зарубежного кино» был размещен список из 100 зарубежных картин, рекомендуемых к просмотру Министерством культуры. В него вошла классика – от немых лент до современных блокбастеров. Странно, но Минкульт, который тщательно проверяет кино на соответствие социально-психологической норме и патриотизму, пропагандирует фильмы, явно не отвечающие этим критериям.

35 из перечисленных в списке картин размещены с возможностью онлайн-просмотра – это фильмы, ставшие общественным достоянием на территории России в соответствии с действующим законодательством, и доступ к ним не ограничен. К остальным 65 фильмам предоставлены ссылки, ведущие к ресурсам с возможностью коммерческого просмотра. 

«Минкультуры России рекомендует данные произведения к просмотру любым легальным способом, – настаивают авторы разосланного документа, – путем приобретения лицензионных записей, посещения кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров».

В самом списке, наборе картин, в общем-то, нет ничего неожиданного. Это действительно классика – от немых лент Чарли Чаплина до «Титаника» Джеймса Кэмерона. Орсон Уэллс, Федерико Феллини, Куросава, Коппола. Шедевры этих и других фигурирующих в списке мастеров присутствуют в учебном курсе любой приличной киношколы мира, как Гомер, Шекспир и Сервантес – в списке для чтения любого гуманитарного университета. Вопрос, собственно, в том, зачем этот список нужен. Кто адресат? Что это вообще за странное направление работы министерства – составлять списки фильмов (книг, спектаклей, артобъектов), «рекомендуемых к просмотру»? Киношколы работают по своим учебным планам, а непрофессиональный зритель руководствуется скорее советами авторитетных в его глазах специалистов – критиков, историков кино, да, наконец, модных блогеров.

Министерство культуры в его нынешнем качестве демонстрирует некомпетентность в понимании специфики кинопроцесса. Примеров тому достаточно. И первый в их ряду – создание непрофильных экспертных советов, которые уполномочены оценивать проекты будущих произведений искусства на предмет их соответствия исторической правде, социально-психологической норме и, конечно, патриотичности. Министерство рекомендует к просмотру «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы? Как странно… Антимилитаристское кино, камня на камне не оставляющее на политике захвата чужих территорий. «Восемь с половиной» – помилуйте, да что сказали бы министерские психологи, если б им на стол положили сценарий Феллини? Это же очевидное любование внутренним миром шизофреника! Главный герой отрывается от земли и парит в небесах, а постоянные его видения – духи, фрики, фантомы прошлого… О моральном его облике вообще лучше не говорить. Изменяет жене, шарахается от женщины к женщине, тунеядствует, лелеет свою хандру. Разве такой герой нужен нашему зрителю?

Напомним, что на этом самом портале культурного наследия «Культура.рф» в разделе «Кино» уже размещены несколько блоков фильмов: 145 «отечественных художественных», 284 «документальных», 100 «детских и анимационных», 100 «фильмов для школьников» (мы взяли в кавычки определения, так как они не совсем корректны: распространенная ошибка – употребление термина «художественный» в отношении игрового фильма; «детские и анимационные» – это сочетание говорит о другом, увы, популярном заблуждении, при котором анимация воспринимается как кино исключительно для детей). «Классика зарубежного кино» пополнила странную коллекцию портала «Культура.рф». Идея портала зародилась еще в Минкульте, возглавлявшемся прежним министром, и тогда же началась разработка мощного информационного и архивного ресурса. Однако при нынешнем руководстве культурного ведомства «Культура.рф» стала просто очередным проводником политики министерства и, конечно, больше архивом, чем живым СМИ. Планомерное создание списков «рекомендованного к» это подтверждает. И информационные партнеры у «Культуры.рф» идеологически выверенные: «Литературная газета», газета «Культура», «Молодежный центр Союза кинематографистов РФ», «Культурная Олимпиада Сочи-2014».

На этом, однако, вчерашние киноновости не были исчерпаны. Очередной сенатор в очередной раз озаботился вопросами культуры: член комитета по культуре Совета Федерации Бату Хасиков выступил с предложением ограничить доступ на экраны фильмов, в которых искажается образ России и русской культуры. «К отечественному кинопрокату должны быть особые требования, – заметил он, в частности, – и необходимо ограничить доступ на большие экраны тех зарубежных картин, в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с отечественной культурой». При этом сенатор ничего не имеет «против тех зарубежных фильмов, в которых на примере подвигов героев из других стран пропагандируются истинные общечеловеческие ценности». «Но если в основе картины лежит не имеющий ничего общего с реальностью сюжет, в котором по прихоти сценариста и режиссера русские представляются угрозой для человечества, то такие фильмы вряд ли достойны получения прокатного удостоверения и возможности распространения на территории нашей страны», – считает Хасиков.

Впрочем, вопросы у сенатора, и серьезные, есть и к отечественному кино, поскольку в наш прокат поступают в большинстве своем фильмы, герои которых никак не тянут на достойные примеры для подражания: «В последнее время среди картин из России на слуху лишь комедии, сюжетная линия которых ассоциируется с одним словом – абсурд, притом что у российских сценаристов и режиссеров есть очень интересные и достойные наработки». Если же связать эту новость с первой, то в первой сотне зарубежной киноклассики, увы, нам так и не удалось отыскать хороших русских, зато чуть ли не единственный «русский след» обнаруживается в фильме Акиры Куросавы «Идиот», снятом по одноименному роману Достоевского. Среди героев этого романа положительных, как известно, немного, и при желании можно было бы обнаружить в этой истории все необходимое, чтобы демонизировать и опошлить все, что связано с Россией. Однако мудрый Куросава, точно предполагая возможное недовольство сенатора Хасикова, перенес и героев, и место действия в Японию. Так что претензий удалось избежать, во всяком случае к этой ленте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1412
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
705
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3717
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2889

Другие новости