0
39689
Газета Кино Интернет-версия

06.02.2015 00:01:00

Берлинале-2015: женский полюс и русский след

Тэги: берлинале, пири, кино


берлинале, пири, кино Фото Reuters

Неожиданный выбор для первого дня Берлинале, который обычно отмечают показом или немецкой картины, или громкой голливудской премьерой. В этот раз выбор пал на драматичную, основанную на реальных событиях историю Джозефины Пири, жены исследователя Роберта Пири, в 1909 году достигшего Северного полюса. Спустя два года после того, как активистки движения FEMEN выбежали на красную дорожку Берлинале в попытке в очередной раз обратить внимание на ущемление прав женщин в современном мире, фестиваль открывается фильмом, который можно назвать феминистским манифестом.

В 1909 году Роберт Пири отправился в свое последнее путешествие в поисках Северного полюса. Его жена Джозефина (Жюльет Бинош), всю жизнь прождавшая мужа в их квартире в Вашингтоне, на этот раз отказалась отсиживаться в безопасном тепле и бросилась навстречу мужу – наивная, но отчаянно любящая женщина, набравшая с собой в Арктику красивых платьев и шляпок. Ее путь завершится посреди белоснежной, ледяной пустыни, в хижине, которую придется делить с эскимосской девушкой Аллакой (Ринко Кикути), которая, как окажется, ждет того же самого мужчину.

Койшет удается передать красоту и одновременно опасную изменчивость Арктики: на экране на смену бесконечным полярным дням с солнцем и сверкающим снегом, по которому в повозке летит навстречу своему мужчине улыбающаяся Джозефина, приходят такие же нескончаемые ночи, с пронизывающим до костей смертоносным ветром. Теперь, чтобы не умереть, Джозефине приходится делить кров с соперницей, которая сперва раздражает ее своей простой философией – все принадлежит всем, а потом становится единственной, ради кого еще стоит жить. Вместе они, когда заканчиваются дрова, жгут доски – в том числе ту, на которой их Роберт оставил жизнеутверждающую надпись «Если нет тропы, проложи ее сам». Вместе делят скудную еду – утонченная, брезгливая Джозефина забывает, как еще недавно презрительно учила Аллаку есть с ножом и вилкой. Вместе помогают появиться на свет новому человеку, сыну Аллаки и Роберта Пири, который, возможно, в тот самый момент устанавливает американский флаг на самой недоступной точке на карте.

Подвиг исследователя Пири затмит подвиг его жены, которая так и не расскажет никому о том, что пережила. Койшет показывает, весьма убедительно, те изменения, которые происходят с героиней, в том числе через внешние трансформации – на смену платьям и шляпкам, за которые, как за напоминание о безработной жизни, цепляется героиня Бинош, приходят эскимосские шубы. Да и говорить она вскоре начинает на простом, честном языке Аллаки – английские фразы, состоящие, кажется, только из самых значимых слов. 

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, готовая ради него преступить через страх, гордость, пожертвовать всем, даже жизнью, и никогда не упрекнуть его в этом, – не новая идея, которая в фильме читается между строк захватывающей, сложной истории о любви и выживании и вписывается в одну из кинотенденций последних лет. Все больше историй о женщинах, все больше неоднозначных, характерных ролей для актрис – в этом смысле выбор фильма для открытия может показаться логичным.

По одному фильму сложно судить о том, какой будет конкурсная программа фестиваля, однако перед жюри во главе с Дарреном Аронофски в этом году встанет непростой выбор – за главный приз в этом году будут бороться и Вернер Херцог, и Теренс Малик, и Джафар Панахи. Всего 19 картин, среди которых есть российская – «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Еще три российские ленты – «14+» Андрея Зайцева, «Небесный верблюд» Юрия Фетинга и мультфильм Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» – попали в параллельную программу Generation, посвященную фильмам для детей и подростков. В секции «Форум» будет представлена работа калмыцкого режиссера Эллы Манжеевой «Чайки», в рамках «Панорамы» покажут «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой. 

Впрочем, о России на этом Берлинском кинофестивале будут напоминать не только российские режиссеры – новый фильм британца Питера Гринуэя, также представленный в основном конкурсе, называется «Эйзенштейн в Гуанахуато» и посвящен путешествию кинематографиста в Мексику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1596
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
782
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4019
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3117

Другие новости