0
12531
Газета Кино Интернет-версия

13.03.2015 00:01:00

Режиссер Андрей Зайцев: "Для меня очень важна утешительная функция кино"

Тэги: андрей зайцев, кино, режиссер


андрей зайцев, кино, режиссер Исполнители главных ролей Ульяна Васькович, Глеб Калюжный и режиссер Андрей Зайцев на Берлинском кинофестивале. Фото со страницы Berlinale Generation в социальной сети Facebook

Месяц назад на Берлинском кинофестивале Россию представлял новый фильм Андрея Зайцева под названием «14+» (конкурсная программа детского и юношеского кино Generation 14Plus). Это история современных Ромео и Джульетты, происходящая в спальном районе большого города. Газета Der Tagesspiegel назвала фильм «14+» вкупе с голландской лентой «Принц» самыми крутыми фильмами данной конкурсной программы. Режиссер Зайцев запомнился зрителям своим дебютным фильмом «Бездельники» с Антоном Шагиным в главной роли и песнями Виктора Цоя. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Андреем ЗАЙЦЕВЫМ.

– Андрей, слышала, мировая премьера «14+» прошла с настоящим триумфом. Почему же картина не получила призов?

– Жюри – тоже люди со своими пристрастиями. Ничего страшного, зато  зрительский прием был настолько потрясающим… После берлинских показов я был, как Деточкин, – такой, с блуждающей счастливой улыбкой. Когда монтируешь фильм, его видит только узкий круг людей, которые что-то критикуют, что-то не принимают. А на фестивале ты попадаешь в зал, где находятся   человек 600–700, – и  поражаешься, что люди смеются ровно там, где и тебе было смешно, сопереживают тому же. Они выходят из зала счастливыми – это дорогого стоит. У ребят потом минут 40 брали автографы – «Распишитесь, пожалуйста», «Можно с вами сфотографироваться?». Берлинале хорош тем, что в отличие от пафосной публики Венеции и Канн на показы ходит простой зритель. История, как мы и надеялись, оказалась международной: всем было 14 лет, у всех была первая любовь, и многие жили в спальном районе. А приз – он важен для раскрутки, для продаж, в этом смысле, конечно, обидно, что его у нас нет.

– А что критиковал узкий круг, если не секрет?

– Говорили, например: ну что ты маму сделал такой полной идиоткой? А я так люблю ее, она такая трогательная, мне жутко нравится, что она такая нелепо-смешная… Ее сыграла комедийная актриса Ольга Озоллапиня.

– С мамой как раз – лучшие сцены! Эта история с ковром, поход на помойку – просто прелесть.

– С ковром было еще больше и смешнее, пришлось подсократить, все же основное в картине - дети.

– По мне, так вообще самая сильная сцена – когда мама застает-видит спящего сына со спящей же девочкой, садится на пол и сквозь слезы смотрит снизу вверх на фотоколлаж: новорожденный сынишка, детсадовец, первоклассник… То есть сын стал взрослым, ей самой немного за 30 – и что, жизнь прошла?..

– Коллаж – реальный, сделанный настоящей мамой Глеба Калюжного, сыгравшего главную роль. К нему домой приехала художница по костюмам – посмотреть одежду, может, что-то пригодится для фильма, увидела этот коллаж на стене и на всякий случай его сфотографировала. В итоге мы его забрали и повесили в кадр. Я бы сам такого в жизни не придумал, это только мама может такое придумать.

– Коллаж дает ощущение подлинности (как и разрисованная картинка в учебнике истории) – я тоже подобный делала, вклеивала каждый год фотку с очередного дня рождения ребенка. (А точно такой коллаж, как в фильме, видела дома у шоумена Александра Пушного.) Что хочу сказать – главный герой у тебя мальчик с таким несовременным лицом… Из петербургской детской времен государя Николая Второго. Ну, нет таких лиц сейчас!

– Есть такой тип «ВКонтакте» – реально смазливые мальчики. Не современный? Мне очень сложно отделить Глеба от его реального образа – в жизни он рэпер, ужасный матерщинник, курит… Просто он смог перевоплотиться в нежного ангела. Кстати, он замечательный парень и очень хороший человек. В него влюблены все девочки в Интернете. Он вывешивает свою фотографию – и получает 300 лайков за два часа, и все пишут: «Ой, какая киска!», «Ой, какой миленький!», «Ой, Глебушка, какой ты офигительный!» Чего там только не пишут эти девчонки, причем всех возрастов – от 11 до 20… У них знаешь как? Если тебя нет «ВКонтакте» – ты лох и потерян для коллектива; они даже новости своего класса оттуда узнают. Нет, Глеб для меня – очень, очень современный.

– Кастингом занимался ты сам?

– Глеба нашел я – сидел в компьютере, забивал школы и по ним смотрел детей 14–15 лет: жутко удобно, видишь фотки, сразу понимаешь, какой характер у человека, а я искал личности. Было понятно, что сети надо разбрасывать везде, не ограничиваясь, например, школами с театральным уклоном. Ведь что такое договариваться со школой? Звонить директору, писать в департамент, получать разрешение – катастрофически долгая история, и школ в Москве до фига. На Глеба я почти сразу наткнулся –  многие отказывались, потому что думали, что это разводка, а он откликнулся, поскольку и сам думал об актерской карьере. Приехал на пробы – и мы сразу поняли, что герой найден. Но редкостный раздолбай был поначалу – опоздал на пробы на пять часов! (Чтобы заставить ребят себя вести, как взрослые, я не знаю, сколько потребовалось сил.) Слава богу, Глеб собрался и только раз проспал за 67 съемочных дней. И Глеб, и Ульяна Васькович, сыгравшая главную героиню, реально пахали, роли им удались именно потому, что они очень много работали – мы снимали по 15–20 дублей.

– Все же ты рисковал, взяв на главные роли людей с улицы, а не, скажем, из театральной школы Олега Табакова.

– Я об этом не думал, я просто хотел найти яркие личности, с которыми интересно. И, похоже, интуитивным образом  угадал, раз все срослось. Потому и дублей столько было, что они не профессиональные актеры: смотришь – не то, еще раз – опять не то… А потом что-то включается – и получается то. Иногда бывает так, что один дубль – идеальный, а иногда приходится из 20 дублей выбирать по кусочкам.

– А героиню быстро нашел?

– Наоборот, героиню очень долго не могли найти. Смотришь – вроде симпатичная девчонка, а внутри  оказывается пустой. Мы отсмотрели очень много детей, не менее тысячи. Ульяна – из нашей тусовки, дочь сценаристов. Пришла на пробы такая задрипанная, в каком-то винтажном пальтишке из 50-х годов –  мышь мышью. А послушали, что рассказывает, как рассказывает – личность! Разукрасили – она сама не красится, – в итоге оказалась красавицей. Вариантов в любом случае не было, я бы не знал, кого снимать, если бы  она не подошла. Мы общались с ребятами на равных. Знаешь, они такие взрослые… Взрослые, наглые, уверенные в себе, не раз засовывали за пояс старших и даже 50-летних.

– Прочла в твоем интервью «Голосу Америки», что ты снял «утешительное кино» и «лайт-версию жизни» – так сказал интервьюер.

– Для меня очень важна утешительная функция кино. Мне нравится кино, которое дает утешение, от которого жизнь становится теплее. Кино Данелия утешает – «Осенний марафон», «Мимино», кино Иоселиани утешает – «Листопад», «Жил певчий дрозд», – мне нравятся эти миры, в которые ты можешь в любой момент вернуться. Пример из великого кино неореализма  – «Дорога», «Ночи Кабирии» Феллини, где вместо плохо, безнадега – плохо, но есть надежда. У переживших войну было другое ощущение жизни...

– Знаешь, что еще очень понравилось? Начальные кадры фильма: человек в люльке на стене типовой многоэтажки, камера отъезжает, отъезжает, отъезжает – и дом заполняет все пространство кадра, его очень много...

– Я когда писал сценарий, слушал Челентано и прям увидел этот кадр. На Бабушкинской, где я раньше жил, в 80-х было построено много домов из плохих блочных материалов; появлялись трещины – и появлялись альпинисты, которые их замазывали. Дом как паутиной покрывался, ты шел и видел, что хорошо построено, а что – плохо. Без песни Челентано не было бы этого начала, который задает настроение всему фильму. Выяснилось, что Адриано Челентано никому не дает права на свои песни. Нам ответил – найдите певца, пусть он споет, я послушаю и утвержу или не утвержу. Мы взяли певца из проекта «Голос» – утвердил. Записали хор, свели… Тут выяснилось, что дети не знают, кто такой Челентано, и что он им по барабану. Получалось, что история не про них, а про мои воспоминания из детства. Тогда я бросил клич «Несите свою музыку», у них «ВКонтакте» в плейлистах – по полторы тысячи песен у каждого. В итоге половина саундтрека – музыка, которую они принесли и слушают сами. Выбранная мной музыка сужала кино, а выбранная детьми музыка, разная и эклектичная, расширяла его. Нам теперь пишут из Европы: «А что это за песня у вас в фильме была?», отвечаем: «Наберите в поисковике кириллицей «Зеленоглазое такси», – пишут: «Thank you! Получилось!» 

Так что осталось найти прокатчиков и показать картину на российских фестивалях. Прокат, наверное, будет только осенью – сейчас поздно, все уже расписано. «Кинотавр» случится быстрее, но и на него пока еще не открыт прием заявок. 

Ужасно хочется, чтобы получилась большая прокатная история и наш «14+» посмотрело много людей. Фильм – зрительский и как раз для той аудитории, которая нынче ходит в кинотеатры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1801
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
867
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4369
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3394

Другие новости