0
8596
Газета Кино Интернет-версия

24.03.2015 11:30:00

Почему мы не можем жить без космоса

Лучшими российскими мультфильмами названы истории про друзей-космонавтов и человека в костюме банана.

Тэги: мультфильм, анимация, фестиваль


мультфильм, анимация, фестиваль Кадр из фильма "Почему банан огрызается" (реж. Светлана Разгуляева, Школа-студия "ШАР", 2014 г.)

В Суздале завершился 20-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Сразу несколько призов, в том числе и Гран-при, достались в этом году мультфильму "Почему банан огрызается" выпускницы школы-студии "ШАР" Светланы Разгуляевой. Несомненно, одна из лучших работ программы - история о молодом человеке в рекламном костюме банана, который однажды утром обнаруживает у себя хвост. О том, как, оказывается, непросто живется тем, кто отличается от остальных, он сам рассказывает с экрана, подкупающе запинаясь, немного извиняющимся тоном - его воспоминания выглядят как черно-белые наброски, все остальное нарисовано в цвете, в неярких, пастельных оттенках.

В списке победителей этого года есть и признанные мэтры российской анимации. Один из призов (лучшая прикладная анимацию) получил за своих "Муравья и муравьеда" режиссер Алексей Алексеев, другой - за лучшую короткометражку - Алексей Демин. Его мультфильм "Андрей Хижина и его горе", снятый по расскажу Давида Дара и нарисованный, как и другие работы мультипликатора, ровными линиями, но будто дрожащими, отчего мир на экране кажется зыбким и прибывает в постоянном движении. Герои мультфильма - инженер подводных заводов Андрей Хижина, его жена Варя, студентка и парашютистка, и дядя Кузьма Кузьмич со спрятанной за диваном бутылкой водки. Однажды в дом приходит Горе - в шляпе и в пальто. Поначалу вроде к Андрею Хижине, но потом находит себе компаньона поинтереснее - почти поучительная история про горе и "горькую".

Что касается Гильдии киноведов и кинокритиков, вручавших в Суздале своего "Слона" - не белого, а черно-белого - то члены этого жюри отдали предпочтение "Волку Васе" Екатерины Соколовой. Несмотря на забавное, детское название, мультфильм весьма серьезный - по мотивам рассказа Чехова "Учитель словесности" . Правда, в финале герой, который все-таки волк, хоть и Вася мечтает бежать - и бежит - не в Москву, а в лес, как и положено выть на луну. От серьезной литературы и экранизаций - к несерьезным, даже хулиганским историям, к примеру, стоп-моушн зарисовке "На пороге Ильич" студента ВГИКа Михаила Солошенко. По сюжету в квартире Гриши и его мамы обитают Пушкин и Ленин - исторические персонажи ведут борьбу друг с другом, побеждает сильнейший. Гильдия киноведов отметила этот факт дипломом "за фильм, в котором Пушкин, наконец-то, победил Ленина".

Подобные остроумные или поэтические формулировки были придуманы почти для каждой фестивальной награды. Так, главный приз жюри во главе с режиссером Андреем Хржановским вручило Светлане Разгуляевой и ее фильму "за одинокий голос человека", а награду имени Александра Татарского за лучший сценарий, также доставшуюся "Банану" - "за дерзость, отвагу, лиричность прочтения бытия". Ни с тем, ни с другим не поспоришь, да и победы, безусловно, заслуженные - только вот фаворитом профессионального рейтинга (по ходу фестиваля аниматоры, режиссеры, сценаристы, журналисты, критики и другие участники голосуют за понравившиеся работы) стал совсем другой фильм, да еще и с большим отрывом. Появление картины Константина Бронзита "Мы не можем жить без космоса" - событие в масштабах не только фестиваля, но и российской, а то и мировой анимации. Этакий мультипликационный "Интерстеллар" - сравнения с фильмом Кристофера Нолана не случайны, в обоих случаях космос служит фоном для очень человеческой, земной истории. Герои Бронзита - друзья детства, вместе ставшие космонавтами и вместе готовящиеся к полету. Один полетит первым, второй останется ждать. Комичные эпизоды с центрифугой и прыжками на кроватях сменяются сценами с совсем другой интонацией - напряженной, потом отчаянной. Герои молчат, но в этом и сила анимации, где изображение в сто раз действеннее слова. Нарисован "Космос", к слову, без визуальных излишеств - тонкими линиями, с округлыми, обтекаемыми формами. Эта лаконичная и чрезвычайно приятная глазу техника узнаваема еще со времен "На краю Земли", мультфильма Константина Бронзита 1999 года. Жюри отметило новую работу режиссера спецпризом "за космическое мастерство", который вряд ли останется единственным в копилке режиссера.

Всего через несколько недель, 8 апреля, в Доме кино состоится вручение первой российской анимационной премии "Икар" - картина Бронзита попала в семь из двенадцати возможных номинаций, включая категории за лучший фильм, сценарий и режиссуру. Конечно, среди конкурентов есть и победитель прошлогоднего профессионального рейтинга Суздальского фестиваля - фильм "Мой личный лось" Леонида Шмелькова. И, конечно, "Почему банан огрызается" Светланы Разгуляевой, так же претендующий на звание лучшего фильма - но мы все-таки не можем жить без "Космоса" Бронзита. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Доктор Штокман и Эльвира

Доктор Штокман и Эльвира

Галина Коваленко

17-я Европейская театральная премия церемонией в Санкт-Петербурге отметила 30-летие своей деятельности

0
583
В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

0
697
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
735
На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
1311

Другие новости

Загрузка...
24smi.org