0
2731
Газета Кино Интернет-версия

03.08.2016 17:01:00

Иешуа российского кинематографа

70 лет Николаю Бурляеву

Тэги: бурляев, юбилей


бурляев, юбилей Фото с сайта Славянского форума искусств "Золотой витязь"

В кино, как и в театр, актер пришел еще подростком – в 1961 году его, пятнадцатилетнего, заметил на улице и пригласил сняться в своей курсовой короткометражной работе студент ВГИКа Андрей Кончаловский. Сейчас на счету Бурляева более шести десятков ролей, а также несколько режиссерских и сценарных работ.

В театре, еще до революции, служили бабушка и дедушка актера. Фильмом «Мальчик и голубь» Кончаловский открыл Бурляеву дорогу на экран, порекомендовав Андрею Тарковскому. А тот, доверившись собственному чутью, снял его в главной роли дебютного «Иванова детства». Спустя много лет Бурляев вспоминал, как строго, но, в то же время, чутко работал с ним режиссер, поверив в еще неопытного, но очевидно талантливого мальчика, заставив сыграть совсем не похожего на него героя, пережившего то, о чем юный актер не мог знать. И «Мальчик и голубь», и «Иваново детство» получили призы на Венецианском кинофестивале 1962 года, а с Тарковским Бурляеву довелось поработать еще один раз, в 1966 году в «Андрее Рублеве».

Бурляев называет Кончаловского своим «крестным отцом в кинематографе», хотя и в театр он попал благодаря тому же фильму, где вместе с подростком снимался актер театра им. Моссовета Владимир Шурупов. Не исключено, что именно этот факт заставил худрука Юрия Завадского обратить внимание и на фильм, и на исполнителя главной роли, которого он занял в спектакле «Ленинградский проспект». В Моссовете Бурляев прослужил еще пять лет, после чего на два года – до окончания учебы на актерском факультете театрального училища имени Щукина – в Ленкоме, продолжая сниматься в кино.

Среди киноработ того времени – роли в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Герой нашего времени» Станислава Ростоцкого, «Метель» Владимира Басова. В 70-х-80-х – классика - «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Маленькие трагедии» по Пушкину, гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чуть позднее Бурляеву довелось сыграть одновременно Лермонтова и Гоголя в собственном фильме «Лермонтов» 1986 года, Тютчева в «Любви и правде Федора Тютчева» Натальи Бондарчук, графа Александра Толстого в ее же картине 2009 года «Гоголь. Ближайший», Николая II в «Адмирале» и даже Иешуа в многострадальном «Мастере и Маргарите» Юрия Кары.

В качестве режиссера Николай Бурляев дебютировал в 1975 году с короткометражкой «Егерь». А в следующем году, окончив режиссерский факультет ВГИКа, принял участие в первом полнометражном проекте – снял новеллу «Ванька-Каин» про вольнолюбивого крепостного парикмахера для альманаха «Пошехонская старина» по Салтыкову-Шедрину. Затем была короткометражка «Выбор» и биографический фильм «Лермонтов».

С 90-х годов, наряду с работой в кино, Николай Бурляев активно занимается общественной деятельностью, и возглавляет Международный форум «Золотой Витязь», в рамках которого проходят, как кинематографический, так и театральный фестивали. Что касается кино, то конкурсная программа этого смотра, включает в себя игровые, документальные, детские, телевизионные, студенческие и анимационные фильмы, исследующие проблемы нравственные. Театральный же форум стал к сегодняшнему дню широким ежегодным смотром столичных и региональных театров России, бывших республик и ближнего зарубежья. Для многих театров из отдаленных уголков страны это становится долгожданной возможностью выступить на московской сцене.

Возвращаясь к кинематографической судьбе Николая Бурляева, стоит упомянуть, что в 1990 году обратился к роману Василия Белова «Все впереди», рассказывающем о судьбе ученого, который не выдержал предательства жены, но вновь обрел себя в единении с природой. Это тема, волновавшая Бурляева на протяжении всей карьеры, в каждой из ролей и режиссерских работ, начиная с «Мальчика и голубя», где его юный герой - очарованный птицами ребенок, отдавший все ценное, чтобы заполучить почтового голубя и понять, что нет ничего ценнее свободы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От корнета до «гения на белом коне»

От корнета до «гения на белом коне»

Сергей Побусько

Игорь Плугатарёв

Генерал Скобелев после боевых походов каждый раз возвращался на белорусскую землю

0
979
Лирический поэт лежит в канаве

Лирический поэт лежит в канаве

Евгений Лесин

К 70-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
2117
Наблюсти и соблюсти

Наблюсти и соблюсти

Ольга Рычкова

К 100-летию литературоведа и пародиста Зиновия Паперного вышел сборник воспоминаний о нем

0
1849
Кирсан Илюмжинов вернулся рабочим на завод «Звезда»

Кирсан Илюмжинов вернулся рабочим на завод «Звезда»

Андрей Серенко

0
3725

Другие новости

Загрузка...
24smi.org