«Компактный» урожай зерна заставляет аграриев пересматривать прогнозы по поставкам. Фото Reuters
Продолжают подводиться итоги только что завершившегося сельхозгода и строятся прогнозы относительно стартовавшего с июля сезона. Пока что динамика выглядит противоречивой. Итоговый урожай сезона 2024/25 года эксперты называют «компактным» из-за неурожая и плохого качества зерна. Плохие данные по сезону-2024 ухудшили ожидания и на текущий сельхозгод. Аналитики сдержанны в оценках экспорта пшеницы: в текущем году ее поставки могут сократиться.
Российские и западные аналитики в последние дни пересмотрели свои ожидания от сезона-2025/26, который начался с 1 июля. В частности, Минсельхоз США улучшил оценки сбора и экспорта пшеницы из РФ в новом сельхозгоду (который начался 1 июля): прогноз сбора пшеницы был повышен до 83,5 млн т, сбор фуражного зерна теперь оценивается в 37,43 млн т против 37,73 млн т ранее.
Прогноз экспорта российской пшеницы повышен до 46 млн т. Ранее ведомство оценивало объем экспорта в 45 млн т. Отдельно подчеркивается, что Минсельхоз США в своих прогнозах не учитывает данные по Крыму и новым территориям.
В аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Патрушева ранее сообщали, что Минсельхоз РФ сохраняет прогноз на 2025 год по урожаю основных сельхозкультур, в том числе планируется собрать порядка 135 млн т зерновых.
Российское агентство «СовЭкон» также повысило прогноз урожая пшеницы в РФ в 2025 году до 83,6 млн т c 83 млн в связи с улучшением состояния посевов в Центральном регионе. При этом прогноз урожая зерна в целом в РФ в 2025 году повышен до 130,5 млн т cо 129,5 млн т.
При этом в агентстве снизили оценку общей площади сева пшеницы – до 26,6 млн га с прошлых 26,9 млн га. «Рынок, возможно, был слишком оптимистичен в отношении урожая российской пшеницы в начале сезона и теперь может недооценивать его», – считает глава агентства «СовЭкон» Андрей Сизов. Аналитик добавляет: урожайность на юге страны невысокая, а условия на других территориях также продолжают улучшаться.
О провале урожайности говорят и в компании «ПроЗерно». По словам гендиректора компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, «очень сильный провал по урожайности» наблюдается в трех южных регионах – Ростовской области, Краснодарском крае и Крыму. «Урожайность там и в предыдущий месяц была в просадке, но в этом месяце негатив по урожайности усилился. По сути, на Кубани ранние зерновые уже убраны, результат слабый», – сказал Петриченко в четверг. Эксперт при этом не видит оснований для улучшений прогнозов по сбору пшеницы в этом году.
По оценкам «ПроЗерно», общий сбор зерна в этом году может составить 129,4 млн т. «Но это июльские расчеты. По сравнению с июнем прогноз уже снижен на 1 млн т, в том числе на 0,5 млн т по сбору пшеницы, на столько же – по кукурузе», – сказал Петриченко. Новый прогноз по сбору пшеницы – 82,5 млн т. В компании планируют скорректировать и прогноз экспорта пшеницы в текущем сельхозгоду (июль 2025 – июнь 2026 года). «Сейчас он составляет 38–39 млн т, но верхний показатель этой «вилки» придется убирать», – заявил Петриченко.
В 2024 году РФ собрала 125,9 млн т зерна, в том числе 82,6 млн т пшеницы (без учета новых регионов). С учетом новых регионов было получено 129,8 млн т. Экспортировала страна в завершившемся сезоне 42,2 млн т пшеницы, что стало третьим результатом в истории после 2022/23 и 2023/24 сельхозгодов.
Многие аналитики рынка урожай 2024 года прямо называют «компактным» из-за неурожаев в центральных районах РФ и плохого качества зерна в Сибири второй сезон подряд. «На старте сезона 2024/25 года, в начале июня 2024 года мы давали прогноз 81,5 млн т по пшенице и 128 млн т по зерну в целом. В конечном счете официальная оценка урожая оказалась достаточно близка к нашей стартовой: 82,6 млн т и 125,9 млн т всего, без учета новых регионов», – сообщил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Предстоящий сезон в организации также оценивают сдержанно. «Наша текущая оценка (на сезон 2025/26. – «НГ») – 84 млн т пшеницы и порядка 130,3 млн т зерна, без новых регионов... Экспорт пшеницы может составить 42 млн т, а экспорт зерна в целом – 53,7 млн т», – говорит Рылько. Он также ожидает, что Россия сохранит долю в 20% на мировом рынке торговли пшеницей.
Несмотря на оптимистичные ожидания по отгрузкам, текущая динамика экспорта российского зерна также оказалась «компактной». По оценкам того же ИКАР, общий экспорт российской пшеницы может не превысить 2 млн т по итогам июля. Аналитический центр «Русагротранс» оценивает поставки в 2,4–2,6 млн т. Для сравнения: в июне 2024 года Россия экспортировала 3,8 млн т пшеницы.
В Российском зерновом союзе (РЗС) вообще сообщали, что по итогам первой половины июня объем экспорта российской пшеницы упал почти в пять раз, до 565 тыс. т, по сравнению с 2,7 млн т в аналогичный период прошлого года. В РЗС ожидают такой же динамики и в июле. В начавшемся сельхозсезоне динамика может быть лучше, если урожайность зерновых вырастет, курс рубля стабилизируется, а мировые цены на зерно повысятся, рассуждали в союзе.
Подобные опасения хорошо иллюстрирует и динамика поставок из отдельных регионов РФ. К примеру, из Ростовской области по итогам сельхозгода 2024/25 было экспортировано 14,1 млн т зерна и продуктов его переработки, что почти на 40% меньше, чем годом ранее. Причем только по итогам июня поставки упали в 2,2 раза в годовом выражении. Одна из причин снижения поставок – низкие экспортные цены, в результате чего аграрии не торопятся продавать зерно по текущим ценам, ожидая роста цен.
В то же время розничные цены на хлеб увеличиваются с заметным опережением общей потребительской инфляции в стране. Так, при общем росте цен на 9,45% хлеб дорожал на 15–17% в годовом выражении в зависимости от вида (см. «НГ» от 15.07.25).
Ключевая проблема для производителей – устойчивое снижение мировых цен на зерно, в последнее время усугубляемое укреплением рубля, а это невыгодно для всех экспортеров, обращает внимание ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Президентской академии Денис Терновский. «С 9 июля плавающая экспортная пошлина на пшеницу стала нулевой, что, однако, не принесет значительных выгод аграриям. Такая ставка означает, что индикативные рублевые цены опустились до минимального уровня. Дополнительного дохода, который, по мнению регулятора, и облагается пошлиной, просто нет. В таких условиях неясно, насколько сельхозпроизводители готовы вкладываться в урожай будущего сезона, сохранят ли они прежний интерес к зерновым, посевные площади под которыми и без этого сокращаются», – указывает он.
С ним согласен и глава сельхозкомитета «Опоры России» по Самарской области Кирилл Ермоленко. По его мнению, экспортные цены на пшеницу будут снижаться и дальше, что будет вести к росту издержек у аграриев. «А если аграрии работают в минусе, то целесообразность заниматься сельским хозяйством в таких условиях падает», – рассуждает эксперт.
Ситуация с экспортом зерна из России летом этого года довольно сложная, продолжает аналитик «Финам» Александр Потавин. «Летний экспортный сезон для российской пшеницы пока является худшим с 2008 года. Российские поставки зерна за рубеж резко сократились из-за проблем с урожаем. При этом низкие цены на зерно и крепкий курс рубля снижают доходы наших фермеров», – перечисляет он. Эксперт при этом не исключает нормализации ситуации с экспортом к концу календарного года.
Эксперты подчеркивают: ситуация с зерном мало отражается на стоимости хлеба в рознице. «Цена зерна – это незначительная доля розничной цены хлеба, порядка 15%. При этом тонна пшеницы у производителя, по данным Росстата, сейчас стоит столько же, сколько в 2019 году – 11,4 против 11,3 тыс. руб. То есть рост цен на хлеб, если не брать его отдельные сорта, требующие пшеничной муки определенного качества или ржаной муки, не связан с доходами, которые получают сельхозпроизводители», – подчеркивает Денис Терновский. Прямой зависимости между урожаем и ценами на хлеб нет, добавляет доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин. По его словам, на конечную стоимость хлеба влияет множество факторов, включая себестоимость производства, транспортные расходы, наценки сетей и прочее.