0
4937
Газета Кино Интернет-версия

31.01.2017 00:01:00

Иранский фильм "Коммивояжер" стал фаворитом "Оскара"

Тэги: кинематограф, иран, коммивояжер, асгар фархадиоскар, кинокритика


кинематограф, иран, коммивояжер, асгар фархадиоскар, кинокритика Дом и отношения с соседями в картине представляют модель современного иранского общества. Кадр из фильма

В российский прокат выходит иранский «Коммивояжер» – участник Каннского кинофестиваля, получивший там призы за сценарий и мужскую роль, и номинант на премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке. Автор картины Асгар Фархади, чья лента 2011 года под названием «Развод Надера и Симин» уже получала «Оскар» в той же номинации, и в этот раз имеет неплохие шансы на победу – в том числе и потому, что на церемонию, которая пройдет в Лос-Анджелесе 26 февраля, он ехать отказался. По политическим причинам.

Такое решение кинематографиста стало ответом на введенный новым президентом США Дональдом Трампом запрет на въезд в страну гражданам шести стран – в том числе Ирана. Несмотря на то что, как признает сам Фархади, для него могли бы сделать исключение на границе, а Американская киноакадемия всегда выступала против фанатизма и экстремизма, несогласие с подобной политикой не позволяет ему присутствовать на вручении «Оскаров». Режиссер будет бойкотировать церемонию не в одиночку – исполнительница главной роли в «Коммивояжере» актриса Таране Алидости еще раньше назвала запрет на въезд в США для иранцев расизмом и объявила, что на «Оскаре» ее не будет. Стоит признать, что все это не только является акцией протеста мирового масштаба – Фархади хорошо известен в Америке, где стал своего рода лицом современного иранского кинематографа, – но увеличивает и без того немалые шансы «Коммивояжера» на победу. Голливуд, как известно, Трампа не поддерживает, и на предстоящей церемонии, очевидно, не раз прозвучат соответствующие речи. Вручение награды Фархади в этом случае станет символичным и украсит церемонию, так что соблазн наградить именно его велик.

Стилистически картина похожа на «Развод Надера и Симин» – от безликих городских пейзажей и квартирных интерьеров в качестве декораций до значимости второстепенных персонажей, тех же соседей, тревожной атмосферы и драматургической структуры. Присущая фильмам Фархади театральность – не столько изображения, сколько композиции – здесь, кажется, продиктована и самим сюжетом. Пара главных героев – супруги Рана (Алидости) и Эмад (Шахаб Хоссейни) – актеры, на протяжении всего действия репетирующие и играющие в спектакле «Смерть коммивояжера» по пьесе Артура Миллера. Их жизнь за стенами театра омрачают сперва вынужденный переезд из старой квартиры, а позднее нападение на Рану, которая однажды вечером пускает в дом незнакомца, приняв его за мужа. Нанесенная жене физическая и психологическая травма вынуждает Эмада искать справедливости. Не обращаясь в полицию, а самостоятельно – больше всего Рана боится публичного унижения и общественного осуждения.

Именно такие детали добавляют на первый взгляд аполитичному кино Фархади социальный вес. Между строк, не заостряя внимания, режиссер комментирует состояние современного иранского общества. Разваливающийся на глазах город – герои покидают старую квартиру, так как дом вот-вот рухнет, по стенам уже ползут гигантские трещины – и, напротив, слишком прочные внутренние устои. Деньги пахнут, а приговор выносит соседский суд – самый негуманный суд на свете. Не случайно здесь, как, впрочем, и в «Разводе», чуть ли не главным местом действия становится лестница между этажами – символ как добрососедства, так и соседского вмешательства в чужую жизнь. На ней случаются судьбоносные встречи, решающие разговоры, на ней оставляет следы преступник, на ней в конце концов умирает «коммивояжер».

Главные герои фильма Фархади не становятся, как можно было ожидать, героями пьесы Артура Миллера. Режиссер пишет и снимает историю, которая происходит параллельно с историей торговца Вилли Ломана – получается нетривиальная интерпретация произведения, которое иранец переосмысливает, не просто перенося действие к себе на родину, но и поворачивая его к зрителю доселе невиданным углом. Играя с жанрами с помощью чисто кинематографических приемов, почти детективной интриги, саспенса, неожиданно рождающегося не за закрытой, а за открытой – незнакомцу – дверью. Истории семей реального Эмада и литературного Вилли Ломана переплетаются на подмостках – нападение так влияет на героя и его жену, что они невольно превращаются в сломленных судьбой, собственной слабостью и бессилием персонажей пьесы, импровизируют, пугая зрителей и коллег. В финале же выдуманный персонаж и вовсе «сходит» с подмостков, обретает плоть, чтобы лицом к лицу встретиться с Эмадом, с тем, кто играл его. Сходит, чтобы молить его о прощении, чтобы быть спасенным, но умереть – из пьесы слов не выкинешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1167
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
598
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3258
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2559

Другие новости