0
2688
Газета Кино Печатная версия

06.03.2017 00:01:00

Ленин как Гамлет

На фестивале Госфильмофонда "Белые Столбы" отметили столетие революции

Тэги: кинофестиваль, белые столбы, архивное кино, революция, юбилей, ленин, гамлет, смоктуновский, каюров, шпаликов, юлий файт, бурляев


кинофестиваль, белые столбы, архивное кино, революция, юбилей, ленин, гамлет, смоктуновский, каюров, шпаликов, юлий файт, бурляев Вариации на темы «Броненосца Потемкина». Фото со страницы Госфильмофонда РФ в «ВКонтакте»

В кинозал, в гостиницу, в столовую гости нынешнего фестиваля входили под пристальным взглядом Ленина. Владимир Ильич щурился с плакатов и обложек каталогов – кадр из фильма Юлия Карасика «Шестое июля» был выбран изобразительным камертоном не случайно. «100 лет революции» – так называлась центральная программа XXI смотра архивного кино.

Помимо фильма Карасика, где вождя революции сыграл Юрий Каюров, показали в Белых Столбах картину Ильи Ольшвангера «На одной планете», в которой образ Ленина воплотил Иннокентий Смоктуновский. Такую роль актеру доверили после его работы в козинцевском «Гамлете» и после Ленинской премии. Еще на стадии проб находились те, кто отказывал Смоктуновскому в умении сыграть «волевого героя». Ленин у актера получился ищущим, думающим гуманистом – такая интерпретация образа в 1966-м году была новой, а «отсвет образа принца Датского» (так выразился киновед Евгений Марголит) придавал Ленину Смоктуновского сенсационно трагический окрас.

Но отнюдь не только Великую Октябрьскую революцию предложили вспомнить авторы программы. Обратились и к Великой Французской, и к Мексиканской. По остроумному замечанию худрука фестиваля, киноведа Петра Багрова, «вообще-то для архивного дела нет ничего пагубнее революций: обязательно что-нибудь выбросят, спишут, смоют или просто потеряют». В нынешнем Госфильмофонде такое невозможно, тут, наоборот, вся деятельность направлена на то, чтобы найти, опознать, реставрировать, сохранить. Две традиционные программы фестиваля так и называются: «Архивные находки» и «Реставрация». Каждый год тут случаются киноведческие сенсации: выплывают утерянные фрагменты или находятся дубли – смотришь их и понимаешь, что многое могло бы пойти по другому пути…

Но в этом году ярче других оказались программы «Игровики снимают документ» и «Студенческие работы». С чего начинали классики, как иногда «изменяли» они игровому кино с документалистикой – вот где нас ждут неожиданные впечатления. Например, в этот раз извлекли на свет неигровой фильм «Судьба моя – КамАЗ», который сделал в 1974 году Александр Аскольдов. После «Комиссара» ему не то что снимать не давали, его из партии исключили, и опальный режиссер нанялся плотником-бетонщиком на строительство Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. Там кто-то из новых товарищей Аскольдова прослышал про экзотическую профессию сослуживца, слух дошел до партийного руководства стройки и всей Татарии, и случилось Аскольдову опять делать кино – на сей раз откровенно заказное, описывающее стройку века. Представляя фильм в Белых Столбах, 84-летний режиссер смущался, напоминал о драматических обстоятельствах, в которые тогда попал.

Вообще при встрече с собственным далеким прошлым (такие часто случаются в Белых Столбах) многие кинематографисты испытывают смущение. Учебные и дипломные фильмы во все времена неидеальны, за редким счастливым исключением. Одним из самых удачных, многообещающих дебютов оттепельного кино можно считать дипломную короткометражку режиссера Юлия Файта по сценарию Геннадия Шпаликова «Трамвай в другие города». «Странно опять отдуваться за фильм, который снял более полувека назад…», – сказал Файт, выйдя к микрофону. Однако отдуваться не пришлось: прелестную историю о мальчишках, сбежавших из дома, принимали в Белых Столбах с большим энтузиазмом. Творчество Файта оказалось широко представлено в программах нынешнего фестиваля. Например, в блоке «Реставрация» показали его фильм 1966 года «Мальчик и девочка», где одновременно с «Асей Клячиной» Андрея Кончаловского нашла развитие сложная тема матери-одиночки. Картина была снята по повести Веры Пановой и отчаянно спорила с назидательной интонацией первоисточника. Актерский дуэт в ней составили Наталья Богунова и Николай Бурляев. Последний кадр фильма, элегический портрет спящих влюбленных, в момент сдачи картины председатель Госкино потребовал вырезать, что режиссер и сделал прямо на месте. Слава богу, вырезанный кусок пленки Файт сунул в карман: теперь госфильмофондовцы вернули его, и фильм выглядит так, как его смонтировал автор.

Четыре года назад ушел из жизни Владимир Дмитриев – знаменитый киновед, руководитель научной части Госфильмофонда и первый худрук фестиваля «Белые Столбы». На его место был назначен совсем молодой ученый Петр Багров, и сейчас уже точно можно сказать, что руководство ГФФ сделало исключительно счастливый ход. При Багрове каталог фестиваля преобразился и может считаться уникальным киноведческим изданием. Немаловажно и умение общаться с залом, соблюдать пропорции серьезной научной информации и ироничных комментариев к этой информации – именно так и получается у Багрова подавать фильмы искушенной аудитории специфического фестиваля.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
946
Неувядающий цветок политического иррационализма

Неувядающий цветок политического иррационализма

Алексей Кива

Более полувека Россия обещает показать недругам кузькину мать

0
1657
Суровый урок Первой мировой

Суровый урок Первой мировой

Владимир Винокуров

Для России это была справедливая война, что придавало уверенности ее дипломатам

0
2239
Концерт. Леонид Агутин. Юбилей

Концерт. Леонид Агутин. Юбилей

0
944

Другие новости

Загрузка...
24smi.org