0
3113
Газета Кино Интернет-версия

10.07.2017 00:01:00

Жил, чудачествовал и спасался от жизни

Тэги: кинофестиваль, современное искусство, коллекционеры, сергей щукин


кинофестиваль, современное искусство, коллекционеры, сергей щукин Гости Щукина считали его увлечения «странной» живописью чудачеством. Кадр из фильма

Кинокартина о Сергее Ивановиче Щукине была сделана французским телеканалом ARTE к выставке «Иконы нового искусства. Собрание Щукина» (в российских СМИ французское Icones переводили как «шедевры») в парижском фонде Louis Vuitton. Экспозиция, работавшая с октября 2016-го по март 2017 года (см. «НГ» от 24.10.16), стала фантастически популярной – ее посмотрели 1 млн 200 тыс. человек. В Москве фильм открыл не только фестиваль – но и «Музейный кинотеатр» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, впрочем, уже давно работающий, но расширившийся. Посетивший церемонию Владимир Мединский сказал, что теперь кинотеатр Третьяковки – это два зала в Лаврушинском переулке, один в здании на Крымском Валу, и там же будет летний кинотеатр.

Парижская выставка производила очень сильное впечатление – и помимо самих произведений, объединенных вместе, тем, как заинтересовала она самих французов. Фонд Louis Vuitton находится на окраине города, от метро пешком еще минут 15. Днем в будний день в очереди перед зданием были буквально толпы.

«Сергей Щукин. История коллекционера» – снятая Татьяной Рахмановой кинокартина и киноколлаж (в последнем случае можно сказать, что в духе самого коллекционера, от импрессионистов пришедшего к Пикассо). Исторические архивные кинокадры об истории России – фильм, длящийся меньше часа, все-таки рассчитан на зрителя, которому только предстоит знакомство с этим коллекционером, – перебиваются сегодняшними Парижем и Москвой, рассказы искусствоведов – анимационными вставками о чудаке-собирателе, потерявшем голову на новом искусстве. Рассказывает в основном Наталия Семенова, исследователь, много лет восстанавливавшая, раскапывавшая историю Щукина и семь лет назад выпустившая в серии «ЖЗЛ» замечательную, подробную и живую книгу о нем, Иване Морозове и Илье Остроухове. Семенова вместе с режиссером писали сценарий, она же в кадре держит старые фотокарточки с интерьерами щукинского особняка, шпалерной развеской заполненными живописью. С этих фотографий, говорит она, все началось. Сегодня Щукин и Морозов (о его коллекции, по словам Мединского, готовят выставку в Париже,  случится она «не раньше 2019 года») у всех на слуху, их собрания повлияли на развитие русского авангарда, были национализированы, превращены в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем и стали одними из музейных козырей. Но после революции имена владельцев не особенно упоминали. Биографию Щукина приходилось фактически заново вписывать в историю.

Конечно, фильм нельзя сопоставить, это невозможно, да и не нужно, с книгой Наталии Семеновой. У него свой фокус. И слова о том, что коллекция – это портрет коллекционера, которые можно было бы сделать самым коротким и грубым резюме, не просто общая фраза. Да, было модно приезжать во Францию и покупать что-то из искусства, то есть в принципе модно, но из этого «тезиса» вырастает «антитезис» индивидуальности Щукина, который чудил, перебрасываясь на более и более новые – и непонятные – течения. Потому здесь появится анимационный фрагмент, где маршан «пудрит мозги» коллекционеру, показывая разноцветные холсты с витиеватыми названиями – а тот берет, все берет. И потому здесь не забудут упомянуть приемы в московском особняке Щукина, где поили всех шампанским – гуляли на широкую ногу – и где висела та самая странная в представлении многих живопись, причем новые увлечения хозяина – и новые картины – постепенно вытесняли те, которыми он уже «переболел». Когда в кадре «плывет» стена, плотно завешанная Гогеном, она как одна огромная фреска, где рамы кажутся условностью. Интересная деталь – тут показывают образцы тканей, сейчас музейный хранитель листает «том» в перчатках, а тогда как раз ткани сформировали вкус Щукина к новому искусству. Собрание было для Щукина и жизнью, и спасением от жизни. Он пережил младшего сына, жену, старшего сына, и пока хроникеры зубоскалили о мистическом роке, пытался спастись. По-разному, но всегда возвращался к своему собранию.

У этой ленты спокойная, дистанцированная интонация. Без аффектации. Просто нам сообщают факты. Простившись с младшим сыном, Щукин с женой уехали в Европу. Похоронив жену, он отправился в монастырь Св. Екатерины на Синай, больше месяца шел с караваном. За кадром – его слова о том, что ему все же нужна Европа. Когда застрелился старший сын, спустя время Щукин, увлеченный Матиссом (он в итоге собрал 37 Матиссов и 49 Пикассо), обсуждает с ним теперь ставшие хрестоматийными панно для особняка, «Танец» и «Музыку». Колеблется – мол, взял в дом девочек-воспитанниц, при них нельзя вешать ню. Но темперамент берет свое – Щукин покупает эти картины. Это, как и многоголосие писем и воспоминаний современников, – штрихи к портрету.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
352
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
262
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2023
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1556

Другие новости