0
7398
Газета Кино Печатная версия

23.10.2017 00:01:00

Гуляй, шальная "Матильда"

В прокат выходит резонансный фильм Алексея Учителя

Тэги: фильм, кино, матильда, учитель, николай ii, кшесинская, поклонская


фильм, кино, матильда, учитель, николай ii, кшесинская, поклонская Почти преступную шумиху вокруг фильма «Матильда», как ни печально, можно считать неплохой рекламой. Кадр из фильма

Картина про роман будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, так уж случилось, стала самым ожидаемым кинособытием года. Долгие месяцы обосновавшаяся в Москве экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская вела против «Матильды» масштабную кампанию в духе «не смотрел, но осуждаю», пытаясь убедить всех в том, что авторы ленты оскорбляют память царя-мученика и чувства верующих. В итоге дошло до прямых угроз Алексею Учителю и атак на кинотеатры – эта опасно абсурдная ситуация любого здравомыслящего человека автоматически превратила в защитника «Матильды». Но опять-таки важно отметить, защитника с точки зрения не художественных достоинств произведения, а общественного (а то и общественно-политического, коль Церковь с некоторых пор играет в России роль едва ли не правящего института) явления – фильм к этому моменту все еще почти никто не видел. И вот наконец пришло время предметного разговора. И как хотелось бы в этот момент, чтобы «Матильда» оказалась хорошим кино – увы…

Минимальная в данном случае художественная ценность картины, конечно, не повод угрожать авторам и потенциальным зрителям – в этом смысле госпоже Поклонской и ее поклонникам нет оправдания. Тем более что оскорбить «Матильда» может разве что чувство прекрасного. К реальной истории России это аляповатое, на грани китча действо имеет весьма опосредованное отношение, даже на уровне всем известных фактов. Но это и не должно быть основным критерием оценки, когда речь идет о произведении искусства – не преступление слегка искажать факты, это называется художественным вымыслом.

Кшесинская, сыгранная польской актрисой Михалиной Ольшанской, в фильме скорее девушка легкого поведения, а не повлиявшая на становление школы русского балета танцовщица, Николай II в исполнении Ларса Айдингера – безвольный и озабоченный дурачок, всю дорогу бегающий по дворцу за юбкой-пачкой, все остальные – будь то реальные или вымышленные собирательные образы – отчаянно хватаются за выделенные им беспощадным монтажом куски экранного времени, как за спасательные круги. Больше всех досталось Даниле Козловскому, чей герой по имени Воронцов выступает в комическом амплуа «принеси-подай» и в четырех из пяти сцен либо таращится на зрителя из стеклянной бочки с водой, где его пытают, либо молча и многозначительно смотрит на происходящее из-за какого-нибудь куста, хотя задуман, можно предположить, как роковой и трагический персонаж.

Схожая участь постигла и немецкого режиссера Томаса Остермайера – руководитель театра «Шаубюне» попал в «Матильду» как кур во щи, за компанию с коллегами Айдингером и Луизой Вольфрам, сыгравшей будущую законную супругу Николая Аликс. Всех троих по-человечески жаль, особенно Айдингера, которому больше всех досталось и в реальной жизни (все та же Поклонская окрестила артиста порноактером), и в экранной, где он с мученическим лицом пытается получить доступ к телу Матильды, всем своим видом словно предвещая скорое падение империи и собственную трагическую кончину. Подобных многозначительных знаков-символов в фильме Учителя в избытке – просто праздник фаталиста. Вот императрица-мать Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте) увозит так и не оправившегося после чудовищной катастрофы на железной дороге Александра III (Сергей Гармаш) куда-то в глубь дворца, в темноту, откуда он так и не вернется – темные настают времена. Вот корона падает с головы Николая во время коронации – дурной знак. А вот и сам он, уже официально приняв титул, факелом поджигает фейерверки на Ходынке, стоя на коленях перед усыпанным телами подданных полем, – за спиной взрываются петарды, звук которых так напоминает выстрелы. Всем понятно, что хотел сказать автор?

Это для «Матильды» – максимальный уровень трагизма. Большая часть фильма напоминает то ли трейлер к многосерийному телевизионному шоу благодаря довольно хаотичному и презирающему все законы монтажу, то ли клип на песни Ирины Аллегровой про шальную императрицу и младшего лейтенанта. Музыки в картине Учителя, к слову, на удивление мало (ее писал американский композитор Марко Белтрами), и она звучит за кадром весьма тонко и деликатно, что несвойственно российскому кино, где в качестве саундтрека уже ждешь услышать привязчивый поп-хит.

Не покидает мысль, что Поклонская своими действиями сослужила фильму двойную, а то и тройную службу. Почти преступную шумиху вокруг «Матильды», как ни печально, можно считать неплохой рекламой (черный пиар порой действует куда эффективнее), которая явно привлечет в кинотеатры куда больше зрителей, чем заслуживает картина, что, хочется повторить, ни в коей мере не оправдывает действий экс-прокурора и сочувствующих ей православных активистов. С другой стороны, это же, вероятнее всего, заставило Учителя неоднократно колдовать над монтажом, минимизируя риски и вместе с тем превращая картину, многообещающую на уровне задумки, актерского состава, декораций, в плохо собранное лоскутное полотно, скорее фарс, чем историческую драму. Лучше всего выраженный в образе начальника сыскной полиции Власова (Виталий Кищенко), пытающегося остановить шальную балерину, образумить наследника, не допустить срыва его коронации и свадьбы с Аликс. В одиночку – ясное дело, что дворец превращается в проходной двор, а на Ходынке начинается всем известное побоище. Один в поле не воин, и, пока пришедший поглазеть на нового царя народ топчет друг друга, неспособный разорваться на части Власов в финале опять-таки бросается вслед за в очередной раз прорвавшейся в царские владения Кшесинской. В отчаянии восклицая: «О, господи!» Лучше и не скажешь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
936
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
934
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
736
На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
1314

Другие новости

Загрузка...
24smi.org