0
3530
Газета Кино Печатная версия

14.03.2018 00:01:00

Что-то не так с Хоакином Фениксом

Актер сыграл наемного убийцу с детскими травмами и добрым сердцем

Тэги: кинопремьера, линн рэмси, кинокритика


кинопремьера, линн рэмси, кинокритика Герой Феникса вызывает если не сочувствие, то по крайней мере понимание. Кадр из фильма

«Тебя никогда здесь не было» – четвертый полнометражный фильм шотландского режиссера Линн Рэмси. На прошлогоднем Каннском фестивале он был удостоен призов за лучший сценарий – его Рэмси написала по роману Джонатана Эймса – и лучшую мужскую роль (Хоакин Феникс). Для режиссера этот французский фестиваль не первый и не первый победный – в Канны она привозила все свои работы, кроме одной, – и короткометражные, и самую известную «Что-то не так с Кевином». Новый фильм, еще более мрачный по атмосфере и содержанию, в то же время продолжает рассуждать на излюбленные темы Рэмси – о том, как случившееся в детстве влияет на всю последующую жизнь человека.

Джо (Феникс) живет с мамой и работает киллером – выходя за порог дома, он превращается в беспощадного убийцу, который, не дрогнув, устраняет всех неугодных заказчику людей. Очередное дело приводит его в бордель, где удерживают похищенных несовершеннолетних девочек – в том числе дочку сенатора, которую и поручено вызволить Джо. Плевое на первый взгляд дело для профессионала такого уровня оборачивается кромешным адом и заставляет героя все чаще вспоминать о собственном тяжелом детстве.

Эта история остается не более чем формальной фабулой, простоты которой не стоит пугаться – на экране она обретает, как и всегда у Рэмси, замысловатую форму. Не воздушно-фантазийную, а мрачную и тяжелую.

Режиссер играет со временем, перемежая повествование сценами, в которых не сразу можно распознать флэшбеки – а это они. Сперва думаешь – а не реальность ли? Позже понимаешь, что скорее всего галлюцинации. И лишь потом приходит осознание – по сути, и то и другое, воспоминания о реальных событиях, столь давних, что уже кажущихся слегка выдуманными. Если бы…

В фильме «Что-то не так с Кевином» поведение героя, устроившего массовую бойню, его мать всю дорогу пыталась объяснить недостатками своего воспитания – на деле же не все, как выяснилось, зависит от родителей. Некоторые рождаются психопатами. В случае с «Тебя никогда здесь не было» воспоминания героя – единственное, что выбивает его, молотком разбивающего черепа направо и налево, из колеи, – указывают на первопричину. Как беспредельной жестокости, так и столь же безграничного милосердия и эмпатии, объектом которых становится незнакомая девочка-подросток. 

С Джо, как и с Кевином, что-то не так, но герой Феникса при этом выглядит самым здоровым персонажем своего фильма. Вызывающим не сочувствие, но по крайней мере понимание, уживающееся с тягостным ощущением безысходности, словно передающейся с экрана.  Герой не раз представляет собственную смерть, да и в целом относится к уходу из жизни как к чему-то обыденному – поет, лежа в луже крови умирающего рядом от его руки человека, на ходу одним ударом «укладывает» еще парочку. Молчаливый, глядящий исподлобья, сутулящий плечи – этот образ, а скорее даже амплуа, «сидит» на Фениксе как влитой – он и хичкоковский психопат, и скорсезовский таксист, еще один из героев Рэмси – совершенно непохожий ни на одного из них.

Из-за хаотично разбросанных по фильму вставок-флэшбеков кажется, что и все остальное действие дано не в хронологическом порядке – это не так, но это и не важно. Сцены не только обрывочны, но и сняты по-разному. От статичных кадров до расплывчатых, со смещенным фокусом и центром, сцен. Герой придирчиво и хладнокровно рассматривает себя в зеркало, через минуту разглядывая врага в зеркало заднего вида. Объектив основной камеры сменяется на глазок камеры слежения, так же и жестокость сменяется нежностью – к матери, к ребенку, к самому себе, искалеченному в воспоминаниях. Ему хотелось бы, чтобы его здесь никогда не было, – но он все еще здесь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Жан Дюжарден стал красивым

Жан Дюжарден стал красивым

Наталия Григорьева

В прокат выходит "Мне по кайфу!" – комедия про пластическую хирургию и благотворительность

0
1130
Иван Твердовский: "Я не занимаюсь бытописательством"

Иван Твердовский: "Я не занимаюсь бытописательством"

Вера Цветкова

Известный кинорежиссер рассказал "НГ" о своем новом фильме "Подбросы", и не только о нем

0
1667
Божественная комедия Ларса фон Триера

Божественная комедия Ларса фон Триера

Наталия Григорьева

В своем новом фильме скандальный режиссер возомнил себя Данте

0
2937
В фильме "Жена" литературному Нобелю грозит  еще один скандал

В фильме "Жена" литературному Нобелю грозит еще один скандал

Наталия Григорьева

Роль, за которую Гленн Клоуз может – и должна – получить "Оскар"

0
3569

Другие новости

Загрузка...
24smi.org