0
956
Газета СНГ Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Море мира

Тэги: калюжный, каспий


-Насколько сблизились позиции пяти прикаспийских государств за последнее время?

- На сегодняшний день позиции России, Казахстана и Азербайджана близки по основным проблемам о правовом статусе Каспия. После визита президента Туркмении в Казахстан можно сказать, что уже близки позиции четырех государств. На сегодняшний день они согласны с тем, что ресурсы Каспия целесообразно делить по линии, приемлемой для непосредственно заинтересованных сопредельных или противолежащих государств, то есть в двустороннем формате. Таким образом, каждое государство, граничащее с другим, может напрямую решать вопрос деления сопредельных участков дна Каспия. Формат двустороннего решения этих вопросов позволяет, не нарушая интересов каждого из них и других прикаспийских государств, найти схему деления. Мы считаем неверным добиваться того, чтобы вопрос решался только во "всестороннем" формате.

- Выходит, что, скажем, Азербайджан должен сам договариваться с Ираном или Туркменией, а остальных это не касается?

- Дело в том, что эти государства сами должны договариваться, и если найдут компромиссное решение, то будет легче двигаться дальше. Главное, чтобы каждое государство нашло компромисс со своими соседями в вопросе деления энергоресурсов. Другое дело, что принцип, который должен быть объединяющим, - это деление дна, а вода должна быть общей. Деление дна на сектора - это условное деление, и в принципе речь идет о делении энергоресурсов. Нам нет разницы, какие заинтересованные государства будут делить ресурсы, мы можем только помогать им в этом процессе и ни в коем случае не диктовать каких-либо условий. Они сами решат, как делить и на каких условиях.

- А насколько реально, чтобы Азербайджан, Иран или Туркмения сумели договориться между собой, ведь между ними столько споров и разногласий? Кто пойдет на компромисс в таком деликатном деле, как деление энергоресурсов?

- Проблемы всегда были, есть и остаются. Вопрос в другом: разумность компромисса. Каждое государство должно проводить гибкую, мудрую политику, которая учитывала бы интересы остальных государств.

- Остается ли принцип секторального деления дна или он видоизменился?

- Можно по-разному говорить - о секторах или зонах, но я бы сегодня на этом не акцентировал внимания. Главный принцип: на Каспии не должно быть границ. Мы не делим море, не делим водную толщу, мы разграничиваем энергоресурсы дна.

- Значит, каждая пара государств на двусторонней основе делит ресурсы между собой, а остальные с этим соглашаются?

- Именно так. К примеру, если Азербайджан договорится с Ираном и это не будет противоречить принципу общей воды, то есть по воде не будут проводиться границы, то тогда остальные три государства должны согласиться с этим. Если же два государства решат поделить и дно, и воду, то с этим соглашаться нельзя.

- А все ли пять государств согласны с принципом общей воды?

- Почти все. Опять-таки - в каком варианте все это будет делаться.

- Есть ли определенная методология деления энергоресурсов?

- Конечно, есть. Есть деление по модифицированной срединной линии, которое приемлемо для России, Азербайджана и Казахстана. Есть методология широтного деления, за которую выступает Туркменистан. Методологию определения разграничительной линии нужно обсуждать за столом переговоров. Каждая сторона должна предлагать, обосновывать и убеждать своих партнеров в верности решения.

- В одном из своих интервью вы говорили о возможности для государств Каспия иметь собственные прибрежные зоны...

- В предыдущих договорах предусматривалось иметь прибрежным государствам 10-мильную рыболовную зону. Россия не возражает против прибрежных зон для погранично-санитарного контроля, равно как и против некоторого расширения рыболовных зон. Но все это предмет переговоров. Россия готова рассмотреть и эти варианты.

- Россия и другие государства всегда выступают за то, чтобы Каспий был морем мира. Насколько это возможно при наличии серьезных разногласий между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном?

- Да, Каспий может и должен быть морем мира. По этой причине необходимо как можно скорее решить вопрос о правовом статусе Каспия. Все государства заинтересованы в скорейшем решении, так как все хотят работать на Каспии.

- Как вы считаете, смогут ли прибрежные государства иметь военный флот на своих территориях?

- Это не запрещено. После распада Советского Союза к России перешла каспийская флотилия. Пока существует терроризм, пока существует напряженность на Кавказе, Каспийская флотилия выступает в роли гаранта стабильности, и это отвечает интересам всех прикаспийских государств. Есть определенные военно-морские силы и у Ирана, и у других государств. Чего нужно избегать, так это соблазна наращивать эти силы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1324
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
666
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3542
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2769

Другие новости