0
928

16.01.2009 00:00:00

Катастрофа Ми-8: или хорошо, или ничего

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель "НГ-Интернет"

Тэги: алтай, катастрофа, вертолет, браконьерство


Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СКП РФ приняло сегодня решение временно не делиться с прессой никакой информацией о ходе расследования дела о крушении вертолета Ми-8. Вертолет разбился на Алтае 9 января, погибли семеро человек, в том числе и полпред президента в Госдуме Александр Косопкин. Информацию решено не сообщать «в интересах следствия»┘

Давайте я прикинусь человеком наивным, смотрящим на мир добрыми и доверчивыми голубыми глазами. Какие интересы, в принципе, могут быть у следствия (не важно, где оно проводится, в Алтайском крае, в пустыне Калахари или в районе Великих озер)? Ну, разумеется, основной интерес у него всегда один – это поиск истины. Предельно точная, детальная реконструкция хода событий. Именно так, и никак иначе. По сути, следствие составляет некий рассказ и заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы повествование получилось стройным, непротиворечивым и логичным.

В общем, следствие – это, если угодно, писатель. Только «обычный» писатель пишет на собственные деньги и «в интересах творчества» может не информировать прессу о том, что там новенького у героя, женился ли он и не успел ли еще развестись. А следствие работает на деньги налогоплательщика, который читает региональную и федеральную прессу, и, в общем, вправе представлять себе сам процесс складывания итоговой картины.

Народ истеричен, буен, нетерпелив и в следственных делах ни черта не понимает? Так ведь и «большой человек», заказывающий себе портрет в мастерской художника, редко что-либо смыслит в том, как водить кистью по холсту, но время от времени послеживать за тем, чтобы мастер не пририсовал ему рога или пузо до пола, он все-таки может. Далеко не каждый из нас владеет искусством стрижки волос на голове, но в парикмахерской никому не завязывают глаза – и мы следим за процессом.

Так вот, следствие – это такой же парикмахер и такой же художник, работающий на заказ. Заказчик, конечно, может сказать: «Делай, что хочешь!» Но ведь в случае с Ми-8 никто этого не говорит. Напротив, всех интересует, что и как. А при соблюдении «интересов следствия» завтра выяснится, что вертолет сбил томагавком индеец Джо – и никто не будет понимать, каким образом этот индеец вообще проник в наше повествование.

В разбившемся на Алтае вертолете находились высокопоставленные чиновники. Допустим, в ходе следствия рассматриваются версии, которые могут их дискредитировать; впоследствии версии будут отброшены, но, попав в прессу, они заживут своей жизнью и нанесут незаслуженный урон чистой как слеза младенца репутации уважаемых людей. Строго говоря, это не имеет прямого отношения к интересам следствия, но все равно, допустим. Но разве отсутствие информации приведет к тому, что пресса забудет об алтайском происшествии? Нет. Разве в СМИ не будут появляться новые версии произошедшего, в том числе сенсационные и необъективные? Будут. Чем меньше информации, тем больше домыслов, предположений и дискредитации всех и вся.

В СМИ сейчас немало пишут о том, что пассажиры вертолета Ми-8 занимались на Алтае охотой. И в правительстве региона вроде бы подтвердили, что специальные лицензии на отстрел двух видов копытных у пассажиров имелись. Другое дело, что в местных СМИ были опубликованы фото туш животных, найденных на месте катастрофы. Звучит версия, что это туши архаров, внесенных в Красную книгу. Их отстрел – браконьерство.

Можно ли считать эту информацию дискредитирующей? Да, можно. Вот только следствие в настоящее время архарами не занимается. Архары пока остаются на уровне алтайского управления Росприроднадзора и Всемирного фонда дикой природы России, которые призывают следственные органы проверить информацию и даже направляют по назначению соответствующие запросы. Следствие же на данный момент уточняет, по какой причине разбился вертолет. Выясняет, можно ли вообще говорить в данном случае о преступлении. Имела ли место техническая неисправность? Ошибся ли пилот? Стреляли ли пассажиры с борта вертолета? Только и всего. В данном конкретном деле не принципиально, велась ли стрельба по архарам, маралам, козерогам, единорогам, мамонтам, лешим или кикиморам. Это предмет отдельного разбирательства, а информацию не дают по данному, совершенно конкретному делу.

Понятно, что в российском обществе (а всякая власть – это, как ни крути, его порождение) отношение к прессе – хуже некуда. Журналист – это либо «желтушник», либо «продажный бумагомарака». Сначала вопрос «кому выгоден текст?» (как вариант – «кто проплатил?»), лишь потом – собственно, оценка аргументации. В этой ситуации «интересы следствия» - вполне объяснимая попытка отгородиться от жаждущих сенсаций щелкоперов. Однако, если посмотреть на проблему под иным углом (а на нее нужно смотреть под иным углом), то окажется, что в СМИ немало людей, умеющих сложить два и два, выстроить из фактов логичную картину, провести собственное расследование и не навредить, а, напротив, помочь следствию. Прикинусь здесь вновь человеком наивным: страна-то у нас одна и дело все-таки общее. В интересах это следствия или нет? Мне кажется, что вполне в интересах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1189
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
607
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3299
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2591

Другие новости