0
825

13.12.2011

Урок свободной политики

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: дети, школа, образование, политика


дети, школа, образование, политика С детьми надо говорить честно обо всем, в том числе и о политических рисках.
Фото Reuters

В минувшую пятницу появилось сообщение, что все московские школы получили распоряжение от департамента образования провести внеплановые контрольные работы в 9–11-х классах в субботу, 10 декабря, – в день митинга оппозиции. «Все это делается для того, чтобы не допустить молодых людей и учителей на митинг», – сделали вывод многие ученики и их родители, несмотря на заверения пресс-секретаря главы столичного департамента образования Александра Гаврилова, что все контрольные – плановые.

Увы, мысль о «заговоре» косвенным образом подтверждал и тот факт, что присутствовать на контрольной должны и все учителя, даже те, кто в этот день свободен от работы. Из организаций, кроме Российского студенческого союза, особого недовольства этим фактом особо никто не выразил. Здесь нелишне вспомнить, что эксплуатируют молодежь практически все партии. Но все при этом делают вид, что ничего такого они не делали.

Вот и глава Департамента образования правительства Москвы Исаак Калина в эфире «Эха Москвы» заявил, что тоже считает, что «любой нормальный взрослый не только не будет приглашать детей на уличные акции, но сделает все, чтобы дети были в безопасности». И для пущей убедительности удовлетворил просьбу директора школы № 268 об отставке. Директор прославился в СМИ тем, что привел учеников без разрешения родителей на митинг партии власти, который проходил на Пушкинской площади. Глава образования столицы Исаак Калина посетил школу № 268 и провел беседу с директором. Директор перестал отрицать, что приводил детей на площадь, и уволился с работы.

В субботу старшеклассники действительно писали единую контрольную. И действительно с 13 до 18 часов. Многие школьники жаловались потом в соцсетях, что их фактически заперли в школах до 18.00. А некоторые родители выразили даже готовность обратиться с исками в суд в связи с тем, что свободу их детей ограничивают под надуманным предлогом.

Член Общественной палаты учитель Сергей Волков написал по этому поводу в своем комментарии на сайте Общественной палаты в субботу так: «Нам понятны опасения Департамента образования, и мы также не хотим, чтобы школьники рисковали здоровьем на митинге. Но я и мои коллеги оказались в трудном положении: нам либо придется врать ученикам, либо честно сказать детям, что врет государство. Нужно понимать, что ученики 9–11-х классов – это вполне сформировавшиеся личности. Всем очевидно, что с точки зрения образовательного процесса эта контрольная не имеет никакого смысла, она не была запланирована, ее придумали буквально накануне. Департамент образования, если он хочет уберечь детей от травматизма на митинге, должен выпустить открытое обращение, в котором рекомендует школьникам не участвовать в митинге, а не заставлять учителей врать детям».

Согласимся с Волковым, но есть еще одна тонкость по поводу вранья┘

Как-то я услышала от директора Института социологии Российской академии образования (РАО) Владимира Собкина, занимающегося в течение многих лет исследованиями ценностных устремлений молодежи, что общественный диагноз политической ситуации подросток ставит гораздо точнее, нежели взрослый. Кстати, за рубежом многие эксперты, давая оценку состоянию общества, очень внимательно изучают данные опросов подростков. Почему? Потому что молодым людом свойственно более открыто выражать свои позиции. И выражают они, конечно, при этом не свои собственные «политические» взгляды, а взгляды своего микросоциума.

Результаты опросов подростков в 1997 году показали, что российское общество было сориентировано на приход сильной руки, на порядок, на централизацию (вертикаль власти). Тогда в голове у подростка (и соответственно его родителей) после бурных 90-х был полный разброд. И понятно почему. Одни ценности пошатнулись, другие не набрали силу. Хотелось, чтобы все быстрее пришло в нормальную колею внятных идеалов. Общество ждало сильной руки.

Исследования последних лет показывают, что ценностные ориентиры уже не шатаются, они обозначены. Связаны они с социальным успехом, деловыми достижениями, но при этом (о чем свидетельствуют опросы подростков) идеалы эти зачастую связаны с цинизмом, карьеризмом, мошенничеством и прочими приметными характеристиками времени. И эти идеалы не смущают подростка, он их фиксирует и удерживает в своем сознании.

Разумеется, никто в последние годы по поводу масштабного воровства и вранья с детьми не говорил. «Это сложно, это требует высокого человеческого, родительского и учительского участия», – считает Владимир Собкин. В общем, учитель, который сегодня приходит в школу к ученику, – это, по сути, единственный представитель государства. И именно он должен бы серьезно говорить с ребенком по поводу того, что происходит в стране.

Печальным доказательством того, что с детьми надо все-таки проговаривать системные происходящие вещи, стал подростковый бунт на Манежной площади. В тот момент с подростками тоже совсем не говорили. Тоже было сложно. Ведь надо же как-то объяснять, почему так стремительно меняется лицо московской подземки с русского на кавказско-азиатское. Возможно, из-за затемненных окон лимузинов этого совсем не видно, но процесс-то идет. И при этом надо еще и убедить подрастающее поколение, что московская культура когда-нибудь всех переварит...

Впрочем, после событий на Манежной площади выводы, видимо, были все-таки сделаны: детей от сложных проблем надо отвлекать. Чем? Сбором металлолома. Или написанием контрольных. Вот и в следующую субботу, появилась утечка информации из столичного департамента образования, детей опять будут мучить новой контрольной. Метод действует.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Волгоградской области ученик пытался пронести в класс холодное оружие и горючую жидкость

В Волгоградской области ученик пытался пронести в класс холодное оружие и горючую жидкость

0
391
Воспитанники столичных школ на международных олимпиадах стали заметной силой

Воспитанники столичных школ на международных олимпиадах стали заметной силой

Татьяна Астафьева

В Пекине москвичи завоевали еще три медали

0
448
СДПГ ищет повод  для развала коалиции

СДПГ ищет повод для развала коалиции

Олег Никифоров

Сторонники Меркель пытаются удержать ее от ухода с поста председателя партии

0
711
Пейзаж перед научно-технологическим  прорывом

Пейзаж перед научно-технологическим прорывом

Андрей Ваганов

Правительство так и не придумало, зачем этот прорыв нужен и куда прыгать будем

0
901

Другие новости

Загрузка...
24smi.org