0
1218

26.09.2012

Кошмар позитивиста

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - заместитель главного редактора "НГ", ответственный редактор приложения "НГ-наука".

Тэги: наука, религия


Я начинаю нервничать. Что происходит?!

Министерство образования, науки и технологии Южной Кореи в июне 2012 года поддержало петицию креационистов, призывающих издателей удалить из учебников примеры эволюции, которые, по их мнению, не соответствуют действительности. Таковые примеры, по мнению южнокорейских членов «Общества за исправление учебников», – упоминание археоптерикса при обсуждении происхождения птиц (он, мол, был лишь одним из многих пернатых динозавров, а не прямым предком птиц) и филогенетической последовательности предков лошадей.

Проходит чуть больше месяца, и… правительство Южной Кореи приостанавливает это решение. Издается распоряжение – сформировать экспертный совет, который должен оценить обоснованность решения Министерства образования об исключении из корейских учебников некоторых примеров эволюции. Наконец, на днях из Страны утренней свежести приходит сообщение, что экспертная комиссия при правительстве Южной Кореи отвергла-таки предложения креационистов исключить из учебников биологии некоторые примеры эволюции. Члены комиссии постановили, что рассмотрение ископаемых останков археоптерикса при обсуждении происхождения птиц останется на страницах учебников биологии.

Россия не отстает. А пожалуй, даже еще и дает фору южнокорейцам и прочим шведам.

Еще в декабре 2010 года глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на международной конференции, посвященной теме государственно-конфессионального партнерства и духовного образования в РФ и странах СНГ призвал (далее цитирую по агентству Интерфакс) «построить в странах СНГ систему религиозного образования «от детского сада до вуза и дальше», подчеркнув, что ее формирование и деятельность должны быть не только частным делом религиозных общин или отдельных энтузиастов, но делом государственного и общенародного значения. По словам выступавшего, это должно быть зафиксировано в законодательных и политических решениях...» Конференция эта проводилась Московским государственным лингвистическим университетом при поддержке Госдумы РФ и… Министерства образования и науки РФ, естественно.

В мае 2011 года тогдашний вице-премьер Александр Жуков предлагал школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» сделать в российских школах обязательным. По его тогдашнему разумению, уже в 2012 году надо было подключить к преподаванию курса 50% школ, а к 2013 году – абсолютно все школы. Так оно и вышло. Даже с опережением: с 1 сентября 2012 года новый обязательный предмет введен в четвертых классах…

Вполне логично, что и у нас наконец-то случился первый «обезьяний процесс»: 15-летняя петербуржская школьница Маша Шрайбер в 2006 году обратилась в федеральный суд Адмиралтейского района Северной столицы с исковым заявлением к Министерству образования и науки РФ, а заодно и к авторам учебника по общей биологии для старших классов. Маша была несогласна с безальтернативным преподаванием в средней школе учения Дарвина и требовала заменить его на курс о божественном творении человека.

Удивительно, но как будто с нее, с Маши Шрайбер, списал персонажа своего романа «Сахарный кремль» Владимир Сорокин: «В одиннадцать лет свои Марфуша умеет многое: учится на «хорошо», с умной машиной на «ты», по клаве печатает вслепую, по-китайски уже много слов знает, маме помогает, вышивает крестом и бисером, поет в церкви, молитвы легко учит наизусть, пельмени лепит, полы моет, стирает…»

Шутки шутками, но сценарий этот уже нельзя назвать фантастичным. Такими темпами мы запросто и догоним, и перегоним наконец-то Америку. Напомню, в США впервые «обезьяний процесс» проходил еще в 1925 году: школьный учитель Джон Скоупс из городка Дейтон (шт. Теннеси) был обвинен в незаконном преподавании дарвинизма...

Но теперь и по этому показателю мы идем с США, что называется, ноздря в ноздрю. Одно только различие: почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус страны – мирового научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает. (Впрочем, причины такого status quo – это тема для отдельного разговора.)

Есть ли выход из явного «эволюционного» тупика, в который попала российская средняя, да и высшая, школа? Мне нравится решение, которое предложила Островная империя. Министерство образования Великобритании начиная с нынешнего года лишает финансирования школы, в которых креационизм преподается как наука и в которых отрицается учение Чарлза Дарвина. Коротко и очень ясно.

И ведь никто не скажет, что население Англии намного менее религиозно, чем россияне. Вот, для сравнения, данные гэллаповского опроса за 2009 год. В России 34% опрошенных ответили, что религия много значит в их жизни, в Великобритании – 27%, в Гонконге и Японии – по 24%, в Дании – 19%, в Швеции – 17%.

Впрочем, о том, как избежать кошмарной для позитивиста ситуации, еще в XVIII веке замечательно сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Нездраворассудителен математик, ежли он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии и химии». В Англии и даже в Южной Корее, например, это поняли.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отечественная наука осталась с НОЦем

Отечественная наука осталась с НОЦем

Функцию научно-образовательных центров, кажется, не понимают и в самом правительстве

0
3040
Президенты РФ и Австрии откроют «Сочинский диалог»

Президенты РФ и Австрии откроют «Сочинский диалог»

Виктор Васильев

0
1137
Русские приходы в Европе готовы объявить независимость

Русские приходы в Европе готовы объявить независимость

Милена Фаустова

Конфликт Московского и Константинопольского патриархов раскалывает «эмигрантский» клир

0
3397
Моисей, Иисус, Мухаммед, Будда – с этими образами встреча должна быть после Незнайки

Моисей, Иисус, Мухаммед, Будда – с этими образами встреча должна быть после Незнайки

Милена Фаустова

Эксперт оценивает итоги 10 лет преподавания религиозных культур в школе

0
3022

Другие новости

Загрузка...
24smi.org