0
4668

11.02.2014 00:01:00

Почему получение болеутоляющих для больных раком превращается в пытку

Ада Горбачева
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Ада Эммануиловна Горбачева – обозреватель «НГ».

Тэги: онкология, лекарства, наркотики


онкология, лекарства, наркотики Аптеки предпочитают не связываться с продажей наркотических обезболивающих препаратов. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Это происходит каждый день с тысячами наших сограждан: невыносимые страдания от боли и немыслимые трудности получения обезболивающих. Когда речь идет об известных людях, это выплескивается в СМИ.

Выстрелил в себя из наградного пистолета контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. У него была последняя стадия рака поджелудочной железы, и ему должны были делать снимающие боли уколы. Но выстрелил контр-адмирал в себя не из-за болей, которые мужественно терпел, а из-за того, что не мог больше выносить страданий своей жены, вынужденной проводить многие часы в поликлинике, чтобы получить рецепт на положенные мужу наркотические болеутоляющие. Как сообщает дочь Апанасенко, он оставил записку: «Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства. Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо».

Год назад вызвала бурную реакцию мучительная смерть легендарной бард-певицы Ады Якушевой, страдавшей онкологическим заболеванием. На пресс-конференции в РИА Новости обсуждали проблемы паллиативной помощи, положение с хосписами, порядок выписки наркотиков для употребления с медицинскими целями. К сожалению, никто из представителей Минздрава не приехал. Получилось как всегда: врачи, сотрудники хосписов, журналисты, придерживающиеся единого мнения, что страдания надо облегчать (а какое еще может быть мнение?), поговорили и разошлись.

И все осталось на своих местах: наркоборцы ищут криминал среди медиков и аптекарей; врачи не хотят выписывать обезболивающие, чтобы не попасть под молот Госнаркоконтроля; аптеки стараются не связываться с содержащими наркотики препаратами; наркобароны благоденствуют; онкологические больные испытывают немыслимые страдания.

Летом прошлого года Минздрав утвердил новый, несколько смягченный порядок выписки обезболивающих лекарств для тяжелобольных, считая, что теперь доступность и качество паллиативной медицинской помощи повысится. Врачи расценили этот документ скептически: все равно правила очень сложные, а главное – над медиками по-прежнему висит угроза проверок со стороны наркоконтроля и серьезные наказания за малейшую оплошность.

Трагическая история с контр-адмиралом Апанасенко подтверждает, что ничего не изменилось.

При попытке выяснить, откуда такие драконовские методы отпуска обезболивающих, наталкиваешься на стену. В Госнаркоконтроле утверждают, что они ни при чем, и кивают на Минздрав. Минздрав, в свою очередь, открещивается от инициативы в подобных решениях.

Во всех странах, даже с прекрасной медициной, бывают случаи, когда она ничем уже не способна помочь – только уйти без страданий. И помогает: регулярно приезжает медсестра, делает обезболивающие уколы. Ампулы с наркотиками тоже строго учитываются, но такой свирепости, как у нас, нигде близко нет.

В Минздраве России подготовлен сейчас приказ о новых правилах отпуска лекарственных препаратов, в том числе содержащих наркотические средства и психотропные вещества: «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». На портале для размещения информации о разработке проектов нормативных актов с 7 февраля проводится его публичное обсуждение. Во что все это выльется, увидим.

В Интернете появился пост руководительницы одной из фирм, занимающихся организацией лечения российских пациентов в Израиле. Она сокрушается, что больную в последней стадии меланомы, которой уже ничем нельзя было помочь, фирма отправила на родину: надо было оставить ее в Израиле, чтобы женщина перед смертью не мучилась.

Наркотические обезболивающие стоят дешево, не то что современные инновационные препараты. Так что не требуется отпускать какие-то лишние деньги на болеутоляющие. Просто у нас их не получить. И что теперь: будем собирать средства, чтобы умирающий мог поехать в другую страну, где ему облегчат последние дни? Абсурду нет предела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обрабатывающая промышленность сохранила инвестиционный импульс

Обрабатывающая промышленность сохранила инвестиционный импульс

Ольга Соловьева

Без досчета инвестиций от Росстата капвложения предприятий снизились на 0,2%

0
1020
Освобожденных от наказания военнослужащих будут контролировать отдельно

Освобожденных от наказания военнослужащих будут контролировать отдельно

Иван Родин

Актуальный законопроект согласовывали в кулуарах Госдумы на протяжении года

0
1116
Минобороны РФ: ударом "Орешника" был выведен из строя Львовский авиазавод

Минобороны РФ: ударом "Орешника" был выведен из строя Львовский авиазавод

0
818
Большие выборы 2026 года обезопасят со всех сторон

Большие выборы 2026 года обезопасят со всех сторон

Иван Родин

"Единая Россия" пригласит в международные наблюдатели только борцов с электоральным неоколониализмом

0
1084