Tанкер Thousand Sunny не относится к теневому флоту, но все равно не рискнул отправиться за венесуэльской нефтью.
Фото с сайта www.marinetraffic.com
Китайские супертанкеры, возившие венесуэльскую нефть, вернулись в порт приписки, сообщают СМИ. Причина – действия Дональда Трампа. Установить власть США над Венесуэлой он, по-видимому, не может, а помешать поставкам нефти из этой страны вполне способен. Из-за нефтяного эмбарго, остающегося в силе и после свержения Николаса Мадуро, в первую очередь пострадают Куба и КНР. Но в Вашингтоне рассчитывают, что для Китая потеря поставок из Венесуэлы не окажется серьезной потерей. А удушить Кубу экономически администрация Трампа совершенно не против.
Агентство Reuters сообщает, что два нефтеналивных танкера, Xingye и Thousand Sunny, которые ходят под флагом КНР и являются двумя из трех китайских танкеров, специализирующихся на перевозке венесуэльской нефти, не доплыли до Каракаса. Они развернулись на полпути и ушли в Азию. Агентство ссылается на London Stock Exchange Group Plc (LSEG), глобального поставщика экономических данных, владельца Лондонской фондовой биржи. Хотя ни Xingye, ни Thousand Sunny не находятся под санкциями, китайцы все же решили не рисковать. Захват американским флотом танкеров, идущих через Карибское море с венесуэльской нефтью, стал уже системой. На сегодняшний день таких судов уже пять. Никаких заявлений о прекращении объявленной в декабре нефтяной блокады Венесуэлы Трамп и представители его администрации не делали.
Reuters утверждает, что КНР не получает венесуэльскую нефть как раз с декабря, почти месяц. Нельзя сказать, что для китайцев это большая потеря. Венесуэльская государственная компания PDVSA сообщала, что в 2025 году в Китай экспортировалось 642 тыс. барр. в сутки. Между тем у КНР среднесуточный импорт нефти в том же году составил примерно 11 млн барр. в сутки (расчеты произведены агентством Интерфакс на основе данных Главного таможенного управления Китая). Для Венесуэлы остановка нефтяного экспорта в эту страну, как ни странно, тоже небольшая потеря. Ведь вырученные таким образом средства уходят Китаю же в счет погашения кредита, выданного в 2019 году.
В тот год США, не признав результаты президентских выборов, согласно которым Мадуро переизбрался, ввели против энергетического комплекса Венесуэлы масштабные санкции. Это и побудило венесуэльского лидера обратиться к Китаю за помощью. По данным той же PDVSA, в 2025 году страной экспортировалось всего 847 тыс. барр. в сутки. Из оставшихся от отправленных в Китай 205 тыс. барр. значительная часть (примерно 26,5 тыс. барр. в сутки) фактически бесплатно уходила союзнику Венесуэлы – Кубе. Ей нефть также не поступает в течение месяца. Последствия этого Куба, вероятно, скоро ощутит.
|
|
Как ни странно, венесуэльская нефть давно не приносит этой стране существенной прибыли. Фото Reuters |
Вместе с тем никуда не делись два других венесуэльских президента. Первый – это Мадуро. Президентом Венесуэлы он себя и сам считает, и Родригес его в таковом качестве признает. Мадуро сейчас дожидается суда в американской тюрьме. Рассмотрение его дела по существу начнется в марте. Если Мадуро оправдают, он вернется в Венесуэлу. Основания считать, что обвинение против него не выдержит проверку в суде, есть.
А второй президент – это Эдмундо Гонсалес Уррутиа, ставленник лидера венесуэльской оппозиции, лауреата Нобелевской премии Марии Корины Мачадо. Его, а не Мадуро, США и многие другие страны признали победителем президентских выборов в Венесуэле, прошедших в 2024 году. Трамп недвусмысленно высказывался против передачи власти оппозиции, но, возможно, он передумал. На днях состоится его встреча с Мачадо.
Тем временем Родригес сигнализирует о том, что после ареста Мадуро власти страны готовы пойти на некоторое смягчение режима, но не самое значительное. В стране не отменен режим чрезвычайного положения, речь не идет о проведении выборов или либерализации экономики, зато проводится нечто вроде политической амнистии. Власти говорят о 116 освобожденных заключенных, оппозиция – примерно о 50, причем большинство выпущенных – лица с иностранным гражданством. Так, на свободу вышли два итальянца, четверо испанцев и 16 человек с двумя паспортами или двойным гражданством. Дольше всех из них в тюрьме находился обладатель гражданства Венесуэлы и Испании Хорхе Энрике Алайетто. Его арестовали еще в 2017 году. В любом случае и 50, и 116 освобожденных – это немного. Противники Мадуро говорят о том, что в стране имеется минимум 800 политических заключенных. Кстати, не отпущен Рафаэль Тударес, зять Эдмундо Гонсалеса Уррутиа, что само по себе о многом говорит.

