Ираклий Гарибашвили в октябре покидал суд с надеждой, а в этот раз он отправился отбывать наказание. Фото Reuters
В Тбилиси суд приговорил к пяти годам лишения свободы Ираклия Гарибашвили, бывшего премьер-министра Грузии и некогда одного из ближайших сподвижников основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Экс-главу правительства обвиняли по статье об отмывании денег, связанной с превышением должностных полномочий. Такой суровый приговор статусному экс-чиновнику – предупреждение власти чиновникам о том, что никто из них не может быть защищен своим постом.
По закону Гарибашвили грозило от 9 до 12 лет тюрьмы. В прокуратуре объяснили, что мягкий приговор был вынесен из-за сделки со следствием. Впрочем, Гарибашвили также оштрафовали на 1 млн лари (около 371 тыс. долл.) и конфисковали у него 6,5 млн долл., найденные в его доме во время обыска в конце октября прошлого года.
«Между обвиняемым и государством было достигнуто соглашение, он был приговорен к пяти годам лишения свободы. Конечно, это очень печальный факт, но важно отметить, что в Грузии закон превыше всего для каждого гражданина, независимо от того, какой он чиновник, рядовой гражданин или премьер-министр. Каждый человек обязан соблюдать закон, и сегодня мы это видим. Как бы это ни было печально, закон должен соблюдаться, потому что преступление совершено. Кто бы ни совершил преступление, закон должен быть соблюден», – подчеркнул министр юстиции Паата Салия.
Правоохранительные органы обвиняли Гарибашвили в легализации доходов, полученных в период с 2019 по 2024 год. В это время он был министром обороны и премьер-министром, но параллельно «тайно и под прикрытием активно занимался различными видами бизнес-деятельности и получал доходы незаконного происхождения в особо крупном размере», утверждали в прокуратуре Грузии. Гарибашвили сразу признал свою вину.
Часть средств он оформлял в виде денежных подарков от третьих лиц своим родственникам. На остальные деньги покупал и регистрировал на имена знакомых автомобили и компании, в которые затем якобы привлекал «инвестиции» – тоже незаконные доходы. В общей сложности так он отмыл свыше 4 млн лари (более 1,5 млн долл.).
Адвокат Гарибашвили Михаил Шакулашвили пояснил, что из всего вышеперечисленного семья экс-премьера лишится только «некоторых» автомобилей. В то же время у его родных останутся многочисленные золотые украшения и винный завод, который Гарибашвили построил для своего отца во время работы в правительстве и от которого получал прибыль.
«Это не является официальным правонарушением, поскольку эксплуатация, сборка, ремонт и т.д. завода не связаны с его официальной деятельностью. Я работаю, я премьер-министр, но у меня есть отдельный бизнес, который я не регистрирую, и поэтому я получил приговор. Была предъявлена такая статья, что никаких показаний вообще не требуется. Есть налоговые выписки, документы, указанные государством. В них говорится, что он заплатил, что у него есть и чего у него нет… Со своей стороны, мы представили в ходе расследования информацию о целевых кредитных соглашениях: один кредит был выдан на покупку земли и строительство завода, а второй – на приобретение и эксплуатацию оборудования. И по сей день мы ежемесячно, в соответствии с планом, погашаем эти кредиты», – объяснил адвокат.
Также Шакулашвили отметил, что Гарибашвили может быть освобожден по УДО (условно-досрочное освобождение) и помилован президентом республики.
Представители правящей «Грузинской мечты» заявили, что с тяжелым сердцем провожали своего бывшего товарища в тюрьму. Так, вице-спикер парламента Гия Вольский заявил, что ему трудно представить Гарибашвили в роли человека, переступающего через бескорыстные принципы Иванишвили.
«Мое личное отношение к Ираклию и его семье всегда было теплым и дружелюбным. У меня было много деловых переговоров с ним, я помню много позитивных моментов. Это личная трагедия для меня, трагедия для команды… С моральной точки зрения это довольно тяжело слышать и понимать», – сказал Вольский.
В оппозиции посчитали такие слова неслучайными. К примеру, член «Лело – Сильная Грузия» Тазо Датунашвили предположил, что Иванишвили принес «человеческое жертвоприношение», чтобы сохранить власть. Причем в качестве жертвы он выбрал своего самого любимого слугу, которого воспитал как сына.
«Это своего рода каннибализм, жертвоприношение власти. Иванишвили поднял своего самого любимого пажа, которого он воспитал как сына, как он сам часто повторял, потому что хотел сохранить власть. Этим он продемонстрировал всем нам, включая представителей «Грузинской мечты», что он готов пойти на многое ради своего положения», – сказал Датунашвили.
Член «Единого национального движения» Хатия Деканоидзе считает, что годы правления «Грузинской мечты» создали коррупционную бурю, которую Иванишвили специально поддерживает.
«Все, кто занимал важные должности в течение этих 13 лет, оказались алчными людьми, ненасытными в плане денег... Вокруг них множество сетей, в которых бушует очень серьезная буря коррупции. Сам Иванишвили создал ее и несет за нее ответственность. Нет никакой институциональной борьбы с коррупцией. Вместо этого Иванишвили сначала продвигает один клан, потом продвигает вместо него новый», – считает Деканоидзе.

