Светлане Тихановской приходится объяснять соратникам, почему они остались без новогоднего бокала.
Фото со страницы Светланы Тихановской в Flickr
Президент Польши Кароль Навроцкий 13 января провел в Варшаве новогодне-рождественскую встречу с представителями белорусской диаспоры. Но из-за того, что на прием в Бельведерском дворце не был приглашен ряд известных представителей оппозиции, они устроили скандал, обвинив окружение Светланы Тихановской в том, что это они не допустили участия в мероприятии политических оппонентов. Ситуацию уже окрестили «Бельведергейт». Обиженные оппозиционеры заявляют, что команда Тихановской ничем не лучше Александра Лукашенко и его соратников.
С января 2022 года в Варшаве проводятся специальные новогодне-рождественские президентские приемы для белорусских оппозиционеров. Их инициировал прежний глава государства Анджей Дуда.
Новый президент страны Кароль Навроцкий решил не нарушать традицию и провел во вторник праздничную встречу с представителями белорусской диаспоры. Она состоялась в Бельведерском дворце, где расположена резиденция президента Польши.
Но накануне этого мероприятия в среде белорусской политической эмиграции вспыхнул скандал. Выяснилось, что в списках приглашенных отсутствуют фамилии тех, кто принимал участие в предыдущих встречах. Многие из «обделенных» не стали отмалчиваться, а выразили в соцсетях возмущение. Причем адресовали его окружению Светланы Тихановской.
«Подготовкой приемов и художественной части с белорусской стороны традиционно занимается представительство по национальному возрождению Объединенного переходного кабинета – сейчас это Ирена Котелович и Павел Барковский. Списки гостей формируются совместно польской и белорусской стороной. Окончательное решение по списку участников остается за польской стороной. Предложения с белорусской стороны далеко не всегда принимаются», – попытался оправдаться в соцсетях главный советник Тихановской Франак Вячорка.
Тут же на интернет-ресурсах оппозиции появилась информация, что некоторые фамилии были вычеркнуты из списков польской стороной.
Но такая форма самооправдания вызвала у недовольных еще большее возмущение. Они начали заявлять, что с ними никто предварительно не обговаривал возможность участия во встрече. А соответственно, непонятно, по какому праву их включали без их ведома в списки и какой информацией их фамилии сопровождали.
Скандал начался с поста Алексея Диковицкого, бывшего директора одного из крупных оппозиционных информационных ресурсов, который написал в своем блоге, что он на этот раз не оказался в числе приглашенных из-за интриг соотечественников, «которых чиновники попросили подготовить и проверить списки гостей», а те якобы «сделали все возможное, чтобы Диковицкого из списков вычеркнуть».
Это он объясняет своей принципиальностью – тем, что «не поблагодарил, как положено, а подлость назвал подлостью». Оскорбленный журналист заявляет: «Если ты/вы думаете, что имеете право решать, кто достоин называться членом белорусской громады, а кто нет, – вы ошибаетесь». И подчеркивает: «Живу здесь настолько долго, что встречался и разговаривал со всеми президентами моей второй родины, одного из них у меня до сих пор есть личный мобильный номер, а другому помогал однажды писать речь, касавшуюся Беларуси. Поэтому ваше мелкое вредительство не имеет для меня никакого значения – ни в смысле профессиональном, ни в частном».
К возмущению Диковицкого присоединились очень разные люди. Политолог и соратник ветерана оппозиции Зенона Позняка Павел Усов высказался еще более резко: «Это на самом деле ужасно, потому что если в чужой стране «белорусы» (фамилии которых все же стоит знать) творят такие мерзости, то боюсь себе представить, что они будут делать в Беларуси. Ответ очевиден. По этому и другим примерам можно напрямую сказать, что перемены с такими переменщиками для Беларуси опасны. С другой стороны, думаю, что клан, который сейчас якобы представляет оппозицию, делает как раз все, чтобы перемен и не произошло. Для демократического сообщества они даже более вредны, чем Лукашенко, потому что он не называет себя демократом».
Бывший «министр иностранных дел» Объединенного переходного кабинета (ОПК) Тихановской, дипломат Валерий Ковалевский, в свою очередь, засвидетельствовал: «МИД Польши месяц назад запросил мои личные данные для приглашения на прием, которые они затем передали в канцелярию президента. Там концы оборвались. И я убежден, что это решение не польской стороны, а главных представителей белорусского народа, вечных лидеров и безупречных символов нашего демократического выбора. Кэнселинг, маргинализация, подножки, грязь и оговоры оппонентов или людей с альтернативным мнением на пути к разрешению кризиса в Беларуси стали нормой политструктур демдвижения».
Руководитель Ассоциации белорусского бизнеса Евгений Бурый тоже не преминул высказаться и поиронизировать: «Ну разве что это польская сторона повлияла на решение Светланы больше меня не приглашать на ее приемы. Потому что не мог же офис сам просто взять и вычеркнуть меня из своих списков только за то, что я не был лоялен и мог говорить то, что я на самом деле думаю и об офисе, и об ОПК. И я искренне верю, что они действительно стремятся к «максимальному разнообразию и инклюзивности».
Одна из составительниц списка приглашенных, сотрудница ОПК, журналистка Ирена Котелович не осталась в долгу и так прокомментировала эти обвинения: «Ценой «жертвы» некоторыми завсегдатаями на приеме побывают те, кто никогда на нем не был, – это представители культуры, медиа, публичные лица, а также недавно освобожденные политзаключенные».
Стоит отметить, что и рядовые представители белорусской диаспоры, которые никогда не бывали на президентских елках, возмущены. В соцсетях они в большинстве своем указывают, что накал взаимных обвинений в связи с «Бельведергейтом» совершенно не соответствует поводу. И если даже подобная ситуация способна спровоцировать очередной раскол, то это лишний сигнал об очень серьезных проблемах в стане оппозиции.

