0
7384

27.07.2017 00:01:00

Наши дети знают только один вид отдыха – для бедных

Тэги: школа, учитель, отдых, хобби, самоорганизация, психология бедных, счастье


школа, учитель, отдых, хобби, самоорганизация, психология бедных, счастье Фото агенства городских новостей "Москва"

Идея этого материала родилась после долгих бесед с несколькими учителями-психологами, занимающимися с одаренными детьми. Как вы понимаете, эти люди несколько отличаются от обычных учителей. Хотя бы уже тем, что они преподают мотивированным детям в цифровую эпоху. 

Мы много с ними говорили о нововведениях в отечественной школе, об учителях, о будущем. «Ничего не изменится в нашей школе, – услышала я однажды от них, – пока из школы не уйдет нынешнее поколение учителей». «Чем они провинились?» – устало поинтересовалась я, потому что слышала такое уже не раз, причем от самых разных людей. Ответ же, честно говоря, немного даже обескуражил: «Эти учителя не умеют отдыхать!» Все я ожидала услышать, но такое?!

«Нас в большинстве своем система научила только работать на износе», – аргументировали свой тезис мои знакомые дальше, смягчив отстраненное «они» на лояльное «мы». «Ломовые лошади образования» – так мы сами себя воспринимаем. И, кажется, даже гордимся этим. «Вдобавок многие еще из нас свой труд считают «служением во имя идеи», потому что зарплаты при всех громких байках о их неуклонном росте просто мизерны», – продолжили учителя развивать свою мысль. Дальше они рассказывали, как их коллеги проводят свое свободное время, о чем говорят, где отдыхают. Так как они просили не указывать себя, могу лишь обозначить только регион проживания моих собеседниц. Это Екатеринбург и Свердловская область. По их рассказам, средний возраст учителей в этом регионе – 40–50 лет. Молодых в школах – около 15%. Причем этот контингент постоянно меняется. Многие их коллеги, по опросам, выбрали свою профессию, потому что других институтов, кроме педагогического и сельскохозяйственного, в их округе не было. Работа не приносит большинству педагогов сильных эмоций, но и отказаться от нее они не спешат. Зачем? До пенсии совсем немного.

Свой досуг летом они проводят в самом лучшем случае в Турции (10 дней не более), в худшем – на даче. Свободного времени мало, а если оно летом и есть, то нет либо возможностей, либо желания, либо умения его хорошо организовать. «Конечно, такое свойственно не только учителям, – оправдывают своих сотоварищей мои собеседницы, – это такой укоренившийся культурный стереотип в России, согласно которому труд – это нечто вынужденное, выбранное раз и навсегда и неприятное». Эта обреченность в какой-то степени деморализует. И не дает расслабиться даже в отпуск. 

Те, кто любит свою работу, как и большинство россиян, не умеют организовывать свой досуг тоже. Почему так происходит? Все идет из детства. Дети, которые росли в «социалистической системе», редко занимались чем-то сами. Круговорот кружкового бытия, когда все идет по плану, приучил их только работать. Их летний отдых зачастую был тоже организован кем-то. А дальше конвейер – институт (техникум), работа. После вуза они опять вернулись в школу, где все решают за них. А все указания спускают «сверху». У людей «системы» особое отношение к коллективу. В нем они чувствуют свою значимость. Когда перед ними встает вопрос о пенсии, это сравнимо для них с паникой. И не только по причине зарплаты, а еще по причине статусности. Куда пойти работать в глубинке? В гардеробе пальто подавать? Нянькой? Дома сидеть они уж точно не будут. Пенсии тоже мизерны. 

Многие ли из учителей имеют хобби? Большинство учителей при ответе на этот вопрос спросят – «когда?». Или скажут, что их хобби – это работа. И это, действительно, так: все «дополнительные» разговоры и интересы учителей крутятся вокруг школы или их предмета. И это не очень хорошо. Почему важно, чтобы учителя умели «правильно» отдыхать? Помимо расширения культурного горизонта, считают мои собеседницы, правильно организуя свой отдых педагоги проходят школу самоорганизации. Они наконец-то выходят за рамки своего коллектива, вступают в какие-то новые отношения с самыми разными людьми. Рабочая деятельность структурирована, а свободное время нет. И человеку нужно прилагать значительные усилия, чтобы преобразовать его в какую-то активность. Это  - бесценный опыт, который учителя могут затем передать своим подопечным. Хобби учителей имеют тот же самый эффект - приобретения неоценимого опыта с последующей передачей его другим.

Учителю нужно уметь отдыхать. Иначе его ученики  будут знать один вид отдыха – шашлыки, пиво и супермаркет. То есть наслаждаться «отдыхом бедных», говорили мне мои собеседники. Чем отличается «отдых бедных» от «отдыха богатых»? Бедный тратит деньги на нижние пункты таблицы Маслоу – на удовлетворение физических потребностей: чтобы было вкусно, богато, «красивуще», на зависть Сети. И, кстати, когда человек не может удержаться и покупает десятую яхту – это все из той же истории - удовлетворения «физиологических потребностей»,  отголоски мечтаний мальчика из нищей семьи. Это психология бедного человека. Нынешнее поколение стяжателей, говорили мне мои собеседницы, уже не исправить, а вот будущие поколения – еще питают наши надежды. И чтобы дети в будущем избежали ущербной психологии бедных, их наставники-учителя должны уметь не только работать, но и интересно жить и отдыхать.

Я слушала этих женщин и думала о том, что если сами учителя поднимают такой вопрос – что-то явно происходит с нашим обществом. Возможно, даже хорошее. Кстати, недавно и глава Сбербанка Герман Греф тоже немало удивил. Поговорил с будущими финансистами из Высшей школе экономики (НИУ) о счастье. «Вот наши олигархи – богаче их и в мире-то немного… Но кто из них счастливый человек?» – спросил Греф тамошнюю аудиторию. «Прохоров», – предположил кто-то робко из зала. «Прошу не путать тех, кто в кэше, и тех, кто счастлив, – после некоторой паузы изрек Греф. – Больше денег – больше проблем, можно сидеть на самых высоких постах в государстве и корпорациях, но не быть счастливым. Между тем счастье – единственная цель всех людей, а счастье – это ощущение гармонии».



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
371
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
478
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
389
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
329

Другие новости