0
3688

28.08.2019 18:30:00

Почему немецкая экономика оказалась на пороге спада

Торговые войны ставят под вопрос эффективность экспортной модели ФРГ

Олег Никифоров

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор приложения «НГ-энергия».

Тэги: германия, маас, хармс, экономика, политика, кризис, экспорт, ес, вропа, брекзит


германия, маас, хармс, экономика, политика, кризис, экспорт, ес, вропа, брекзит Графика pixabay.com

Мало кто из экспертов обратил внимание на то, что в ходе недавнего рабочего визита в Москву немецкого министра иностранных дел Хайко Мааса его сопровождал Михаэль Хармс, глава Восточного комитета и восточноевропейского объединения германской промышленности (OAOEV). И если для Мааса главным была демонстрация динамики внешней политики ФРГ в преддверии сентябрьских земельных выборов, то для Хармса речь шла о поддержке ослабевающей экспортной составляющей немецкой экономики за счет оживления торговли с Россией, которая после введения санкций в 2014 году стала резко сдавать.

Действительно, в этом году Немецкий союз внешней торговли (BGA) ожидает увеличение экспорта в пределах 3%. Это показатель, по оценкам экспертов немецкого информационного агентства Dpa, из-за предстоящего нерегулируемого выхода Великобритании из ЕС может показаться слишком оптимистичным. Ведь Еврокомиссия снизила в начале года прогноз роста ВВП для Германии в 2019 году с 1,8 до 1,1%. Во всех других государствах ЕС он составит примерно 1,3%. В тот же период в предыдущие четыре года этот рост составлял по 2% в год.

Но эти времена прошли, полагают эксперты Объединения немецких внешнеторговых палат (DIHT), опросив около 27 тыс. фирм. После девяти лет роста внутреннюю конъюнктуру ожидает ослабление, делают там неутешительный вывод. Конечно, пока немцы не могут пожаловаться на критическое состояние внешней торговли. Федеральное статистическое ведомство опубликовало данные, свидетельствующие о том, что в 2018 году Германия вывезла товаров на 1318 млрд евро, а ввезла – на сумму в 1090 млрд. В 2017 году аналогичные показатели составляли 1279 и 1031 млрд евро соответственно. То есть можно говорить о рекордных показателях.

Однако глава ведущего экономического института Ifo Клаус Вольрабе предупреждает, что беспокойство немецких экспортеров возрастает. Неурегулированный брекзит может иметь для немецкого экспорта катастрофические последствия. Как отмечает в связи с этим журнал Stern, экономику Германии ждет хаос. С чем это связано?

Журнал перечисляет последствия для немецкой экономики. К ним относится прежде всего проблема с британскими субпоставщиками для немецких производителей. Дело в том, что сейчас примерно 17 тыс. сотрудников немецких фирм изготавливают запчасти и другие товары для немецкой автомобильной и строительной промышленности, не говоря уже о потребительских товарах на территории Великобритании. Неурегулированный брекзит приведет к параличу целых отраслей промышленности и нехватке товаров в немецких магазинах, которые где-то надо будет замещать.

Перед сложностями стоит европейский авиастроитель Airbus, поскольку в Великобритании на него работают 14 тыс. человек и оттуда в Германию поставляются сконструированные и изготовленные крылья для всех модификаций самолетов компании. С точки зрения главы транспортного подразделения Airbus Гийома Фори, жесткий брекзит будет означать прекращение поставок из Великобритании для европейского самолета.

Автомобильная промышленность Германии сейчас работает буквально с колес, когда поставляемые из Великобритании детали тут же на конвейере устанавливаются в конструкцию автомобилей. В случае жесткого брекзита придется ждать проведения таможенных процедур, которые резко замедлят темпы изготовления автомобилей. В связи с этим BMW, на британских заводах которого изготавливается марка mini, уже объявил о закрытии после выхода Лондона из ЕС своих заводов в Туманном Альбионе.

Великобритания является на сегодня для Германии пятым по объему потребителем продукции немецкого машиностроения. В 2017 году Германия экспортировала в туда оборудования на 7,3 млрд евро. В свою очередь, немецкие фирмы получили главным образом в форме субпродуктов отрасли британских товаров на сумму в 2,6 млрд евро. Объединение немецких машиностроителей уже предупредило своих членов о необходимости искать других субпоставщиков.

Смогут ли российские предприятия запрыгнуть в образующуюся брешь, пока неизвестно, и нельзя исключать, что целью визита Хармса в Москву было в том числе и изучение этого вопроса.

Ожидается, что пострадает пассажирское авиасообщение, поскольку имеющиеся лицензии и разрешения станут недействительными. В худшем случае авиасообщение с Британскими островами и через воздушное пространство Великобритании будет прервано. Британские авиакомпании потеряют право летать из Лондона во Франкфурт-на-Майне или на курорты Майорки.

Проблемы возникнут для немецкого авиаперевозчика Condor, которым владеют туристическая компания Thomas Cook и туроператор Tuifly, поскольку регулирующий их отношения правовой кодекс ЕС не будет больше действовать.

По данным крупнейшей мировой компании страхования экспортных кредитов Euler Hermes, в случае брекзита самыми крупными проигравшими станут немецкие фирмы, которые могут потерять порядка 8 млрд евро.

Вопрос, почему экспортная экономика оказывается также малоэффективной, как и сырьевая, связан в первую очередь с процессами деглобализации. Можно, конечно, спорить о том, был ли случайным или закономерным приход к власти в США Дональда Трампа. Но именно после этого мир рухнул в пучину торговых войн, и найти новое равновесие ему будет нелегко.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В оппозиции ищут организаторов акции 1 февраля

В оппозиции ищут организаторов акции 1 февраля

Дарья Гармоненко

Власти согласовали митинг противников конституционной реформы

0
914
Технологические тренды-2020 требуют обдуманных инвестиций

Технологические тренды-2020 требуют обдуманных инвестиций

Анастасия Башкатова

"Безоблачное детство" отечественной промышленности заканчивается

0
825
От Великой депрессии – до экологической катастрофы

От Великой депрессии – до экологической катастрофы

Ольга Соловьева

Эксперты Давоса определили новые вызовы для мировой экономики

0
2679
США. Женщины против Трампа

США. Женщины против Трампа

0
353

Другие новости

Загрузка...
24smi.org