0
5001

23.01.2020 17:21:00

Когда дамы уходят под воду

Борьба за гендерное равенство может лишить Голландию новых субмарин

Тэги: флот, женщина, голландия, вмф, подлодка


флот, женщина, голландия, вмф, подлодка Фото Королевского военно-морского флото Нидерландов

Королевский военно-морской флот Голландии разрешил женщинам служить в составе экипажей подводных лодок. Об этом сегодня сообщает портал Flot.com со ссылкой на Naval News.

Военно-морские силы страны ввели практику смешанных экипажей на надводных кораблях еще в 1982 году, однако в подводный флот до последнего времени не допускали военнослужащих женского пола. «Считалось, что женщины смогут служить на подлодках только тогда, когда появятся новые субмарины, специально оборудованные для смешанных экипажей. Однако опыт наши партнеров по НАТО показал, что выделенные для женской части экипажа зоны не всегда нужны, а иногда и препятствуют сплачиванию коллектива», – заявили в командовании ВМС Голландии.

Пилотный проект запустили год назад на одной из четырех состоящих на вооружении подлодок класса «Валрус» (Walrus, «Морж»). «Речь шла не о том, чтобы определить, можно ли служить на подлодке вместе с женщинами, а о том, какие повседневные правила необходимо установить», – пояснил командир субмарины Герман де Гроот.

Руководство голландского флота опиралось на данные совместного исследования, проведенного в Канаде и Австралии, которое показало, что строгое разделение жилых зон и санитарно-гигиенических блоков препятствует полноценному включению женщин в состав экипажа. «Исходя из этого, мы внесли небольшие изменения, чтобы обеспечить бо́льшую конфиденциальность. Кстати, в итоге эти корректировки оценила и мужская часть экипажа», – добавил командир субмарины.

Как отмечает Naval News, разрешение служить на подлодках женщинам может отразиться на условиях тендера на поставку флоту Нидерландов новых четырех субмарин, которые должны заменить дизельные подлодки типа «Валрус». Победителя конкурса планируют определить к концу 2021 года, а в 2022-м – заключить с ним окончательный контракт. Первую субмарину должны передать голландскому флоту в 2027 году, остальные – до 2031 года. Теперь, похоже, сроки сдачи подлодок могут сдвинуться, как говорится, вправо. Перепроектирование – ведь длительная и дорогостоящая.

Во многих военных флотах мира сегодня, похоже, всерьез озабочены гендерным равенством. К примеру, женщина-офицер в декабре прошлого года впервые в истории японского военного флота стала командиром боевого корабля, оснащенного системой ПРО «Иджис» (Aegis). Тогда на базе ВМС Японии Майдзуру прошла церемония вступления в должность 48-летней капитана I ранга Михо Отани. В качестве командира эсминца «Мёко» водоизмещением 7,5 тысячи тонн она получила под командованием около 300 моряков. Этот корабль, оснащенный ракетами-перехватчиками, будет нести боевое дежурство в Японском море (В ВМС Японии не верят, что женщина на корабле – к беде).

Между тем, как утверждает писатель-маринист, капитан 1 ранга запаса Владимир Шигин, фраза «женщина на корабле приносит беду» – это не просто фигура речи, это табу, основанное на опыте. «Не зря наши предки были очень мудры, не зря «нахождение женщины на корабле приносит беду». Это не просто фигура речи или мистика. Это, в общем-то, определенное табу на участие женщин как членов экипажа. Наличие женщин может вызывать психологические проблемы, различного рода обострение отношений в коллективе. Такое бывало, много примеров. До драк доходило, поножовщины, развода в семьях. Это первое. Во-вторых, в нашей стране это не совсем будет на практике применяться. У нас немного другое отношение к женщине в стране – как хранительнице очага, а не «бой-бабы», которая прыгает с канатами швартовыми по палубе. Отношение у меня отрицательное. Честно говоря, перспективы я не вижу. Может, отдельные случаи будут, кто-то пойдет, но массово этого не будет. И самими моряками будет воспринято отрицательно».

Как писал в «НГ» мой однокашник по Калининградскому высшему военно-морскому училищу Володя Цмокун, «женщина на корабле – не только к несчастью, но и к штрафу». И я с ним полностью согласен. Заметим, что одно из древнейших поверий у моряков звучит так: «Женщина на борту – быть беде!». Объяснений тому множество. Конкуренция за право пользоваться благосклонностью прекрасной пассажирки нередко приводила к печальным последствиям. Другая древняя версия гласит, что женщина на корабле создает почву для ревности между кораблем и этой женщиной. В старину корабли зачастую назывались женскими именами. Следовательно, чтобы у корабля не возникало ревности, которая может привести к трагедии, женщин не следует брать в плавание.

Запрет на пребывание женщин на борту корабля действовал долгое время. Достаточно сказать, что в 1562 году королем Дании был принят довольно свирепый закон, он гласил следующее: «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».

Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.

Заметим, что женщины уже давно служат на многих флотах мира. Но, как правило, на надводных кораблях. Женщина-подводник – это редкое исключение (все-таки субмарина, тем более дизельная подлодка – это замкнутое пространство без особых бытовых условий).

К примеру, в ноябре 2017 году около атлантического побережья Аргентины затонула подводная лодка «Сан-Хуан». Одним из членов экипажа была женщина. Понятно, что к причине трагедии этот факт никакого отношения не имел, но моряки – народ суеверный. И в головах многих эта история отложилась.

Что касается России, то в ВМФ нашей страны подобных проблем нет. Военно-морские офицеры объясняют это так: «Во-первых, это и физически, и морально тяжелая служба, во-вторых, в российском ВМФ существуют национальные традиции, в-третьих, это все же мужской коллектив и мужской уклад жизни». Единственная в России женщина-капитан Вера Курочкина была уволена из рядов ВМФ в 2013 году. Она была капитаном большого гидрографического катера БГК-28 Ленинградской военно-морской базы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коронавирус не остановил экспансию Пекина на Тихом океане

Коронавирус не остановил экспансию Пекина на Тихом океане

Владимир Скосырев

Страх перед китайской угрозой вынуждает США раскошелиться

0
395
Нужны ли нам сильные армия и флот

Нужны ли нам сильные армия и флот

Юрий КИРИЛЛОВ

Строительство ВМФ России, приоритеты и направления

1
2896
Ключ к пониманию главной военно-морской проблемы

Ключ к пониманию главной военно-морской проблемы

Юрий КИРИЛЛОВ

О командных кадрах, управлении и о российской флотоводческой школе

0
1632
Коронавирус уже добрался до натовских подводников

Коронавирус уже добрался до натовских подводников

Владимир Лодкин

0
717

Другие новости

Загрузка...
24smi.org