0
1539
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Правила несоветской торговли

Тэги: снг, интеграция, ес, вто, рынок


Нынешний, 2002 год можно назвать годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Государства, пытавшиеся избавиться от комплекса "младшего брата" в отношениях с Россией с помощью интеграции в западные экономические союзы, похоже, наконец осознали, что их мечта вряд ли осуществится в ближайшем будущем. И ВТО не торопится раскрывать двери странам СНГ, испытывая очень большие сомнения в "рыночности" их экономик; и Евросоюз, смирившись с экономической сумятицей, внесенной в его и без того не очень стройные ряды новыми членами, спешит закрыть границы хотя бы перед теми, кто на членство в ЕС пока даже не надеется. Весь прошлый год государства СНГ почти ежемесячно сталкивались со все новыми и новыми торгово-экономическими преградами, вводимыми со стороны ЕС. Причем ограничения чаще всего касались наиболее важных, так называемых бюджетообразующих, товарных групп. Не афишируемая, но явно ощущаемая торговая блокада со стороны Запада привела к тому, что в текущем году страны СНГ стали активизировать экономические связи в рамках Содружества.

Причем ситуация изначально была осложнена тем, что СНГ давно себя дискредитировало тысячами подписанных, но так и не реализованных документов о намерениях. Экономические структуры СНГ, по сути, даже стимулировали процессы дезинтеграции и размежевания в прошлом единого экономического пространства. За последнее десятилетие разрыв между уровнями экономического развития стран СНГ стал настолько большим, что не только интеграция, но даже сотрудничество в сфере торговли становится весьма проблематичным. Первопричина кроется в проводимой постсоветскими странами разной экономической стратегии. Так, если Казахстан и Киргизия осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане, и особенно в Туркмении, до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода, что существенно затрудняет выработку единых правил. Очевидна разница между экономическим развитием, например, Украины и Молдавии. Именно поэтому все до сих пор создаваемые экономические структуры в рамках СНГ работали по меньшей мере неэффективно.

Так, Центрально-Азиатское сообщество (ЦАС), в которое входят четыре центральноазиатских государства, сегодня является фактически мертвым образованием. Хотя, по сути, ЦАС уже давно не является экономическим блоком, но только в конце февраля нынешнего года страны - участницы этого альянса документально преобразовали его в политическую организацию. Подобные вынужденные (правда, никак документально не подтвержденные) трансформации произошли и в рамках ГУУАМ. Определенный потенциал, по мнению экспертов, есть у Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая за последний год заметно активизировала свою экономическую деятельность. Однако несмотря на то что участниками ШОС являются традиционные торговые партнеры - Россия, Казахстан и Китай, неизвестно, сможет ли эта организация трансформироваться в экономический блок.

Приятным исключением из этого ряда может служить, пожалуй, только ЕврАзЭС. Показательно, что организация стала превращаться в действенный механизм экономического взаимодействия в рамках СНГ весной текущего года, параллельно с ужесточением экономического режима по отношению к странам Содружества со стороны ЕС. Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан по примеру стран ЕС решили устранить разделявшие их таможенные границы и обеспечить свободу передвижения и проживания своих граждан на территории этих государств. Правда, создание единого таможенного пространства возможно, как считают эксперты, не ранее, чем через 10 лет. Другой острейший вопрос - введение единой валюты - также не может быть решен в скором времени, поскольку рубль, которому изначально была уготована эта почетная роль, пока вызывает серьезные сомнения в своей стабильности. Но, несмотря на все очевидные сложности, можно с уверенностью предположить, что уже в следующем году ЕврАзЭС расширит свою торговую деятельность, поскольку в этом заинтересованы не только члены этого объединения, но и те государства СНГ, которые пока только наблюдают за развитием ситуации. Это тот случай, когда первый шаг - половина дела.

ЕС тоже создавался не в один день. Экономическая интеграция Европы началась с образования трех отраслевых сообществ, на что пришлось потратить 10 лет. Не за один год был сформирован общий рынок, а создание единого экономического пространства длится до сих пор. В целом формирование ЕС в его нынешнем виде проходило в течение полувека. Понятно, что у стран СНГ такого резерва времени нет. Поэтому они вынуждены спешить, срочно находя механизмы экономического сотрудничества, которые бы восстановили разрушенные с распадом Советского Союза экономические связи и компенсировали неоправдавшиеся надежды на сотрудничество с Западом. По сути, речь идет о выживании экономик стран СНГ, и идеология в этом вопросе отступает на второй план.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1230
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
626
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3375
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2647

Другие новости