0
2507
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.05.2005 00:00:00

Антониу Гутерриш: «Нет единой Европы, есть много Европ»

Об авторе: Александр Здитовецкий

Тэги: гутерриш, интернационал, социализм, россия


гутерриш, интернационал, социализм, россия Социал-демократы популярны в Европе. Однако в Германии они рискуют потерять власть из-за реформ.
Фото Reuters

– Что происходит с левой идеей в современном мире? Многие говорят о том, что крушение социалистического блока и коммунизма советского образца нанесло левой идеологии удар, от которого она уже не оправится. Вы с этим согласны?

– Нет, конечно. Крах советской модели показал правоту меньшевиков в споре с большевиками. В конечном счете социалистическая и социал-демократическая мысль победила в идеологической конфронтации с коммунистическими партиями 3-го Интернационала. И следовательно, социал-демократия только усилилась в результате такого развития событий. Общеизвестно, что из пяти наиболее конкурентоспособных государств мира три страны – скандинавские. Это означает, что социалистическая мысль в своей социал-демократической версии может привести к большим успехам как в плане конкурентоспособности рыночной экономики, так как и в плане социальной солидарности. Нельзя только путать социализм с огосударствленной экономикой, которая как раз и рухнула вместе с советской системой. Современная социалистическая мысль признает, что жить при рыночной экономике не только возможно, но и необходимо. Но речь не может идти о рыночном обществе. Запад же во время перестройки и реформ подсказывал и хотел навязать Советскому Союзу, а затем и России, чтобы страна одновременно преобразовалась в рыночную экономику и рыночное общество.

– Кто для вас сегодня Ленин?

– Ленин, возможно, чересчур далеко завел революционный процесс. И, навязав стране диктатуру пролетариата, обрек на провал в среднесрочной перспективе свой собственный политический проект. Кстати, наиболее известный коммунистический руководитель в Португалии, бывший генсек Компартии Алваро Куньял, который все еще остается защитником советского режима, несколько лет назад заявил, что единственное, в чем ошиблись советские люди, – это в том, что нельзя изменить природу человека. А раз нельзя изменить природу человека, то избранный тоталитарный путь преобразования общества всегда оканчивается плачевно, несет разрушительные последствия. Препятствует тому, чтобы преобразования проходили в рамках гуманизма, справедливости и солидарности. Когда говорят о Сталине как об источнике всех зол в развитии СССР, то попросту опускают первородный грех. А это – Ленин. Думаю, что переход от марксизма к ленинизму делает невозможным осуществление коммунистического проекта, соразмерного с присущими всем нашим странам ценностями гуманизма и цивилизации, в которые, кстати, россияне внесли неоценимый исторический вклад.

– Все-таки многие говорят сегодня, что европейская континентальная модель развития со значительным социальным компонентом проигрывает по сравнению с англосаксонской моделью, ориентированной на свободный рынок.

– Нет единой Европы, есть много Европ. Каждая страна имеет свою специфику. Социал-демократия нашла свое максимальное выражение в скандинавских странах. Они служат образцом, моделью осуществления идеалов социал-демократии. И считаются наиболее конкурентоспособными странами мира. При этом речь идет не только о конкурентоспособности в узком смысле слова, а во всем объеме, во всех аспектах – включая благосостояние населения. Уровень жизни среднего гражданина Швеции несравненно выше, чем среднего гражданина США. И я без всяких сомнений утверждаю, что шведская модель несравненно более развитая и законченная гуманная модель в целом, чем та логика, которая отдает предпочтение рынку и забывает о том, что рыночная экономика совместима с социально однородным обществом.

– Что такое третий путь? Лейборизм Блэра и социал-демократия Шрёдера – это еще социализм или уже что-то другое?

– У меня нет никакого сомнения в том, что проводимые Блэром и Шрёдером эксперименты и реформы не выходят за рамки социал-демократии. Если проанализировать социальную и экономическую политику в Великобритании последних лет, что часто приводят в качестве примера «третьего пути», то увидим огромный прогресс в области занятости, в области образования, в области борьбы с бедностью и социальной изоляцией. И даже значительное государственное регулирование экономики осуществляется с целью стимулирования темпов роста и создания новых рабочих мест. Да, некоторые выдернутые из контекста лозунги кажутся не соответствующими социал-демократическим идеалам. Но есть реальные действия, и они заключаются в том, что правительство Великобритании провело целый ряд преобразований, которые одновременно модернизировали страну и сделали ее более солидарной в социальном плане. Доктрина Энтони Гидденса, идеолога «третьего пути», направлена на заострение и усиление в рамках традиционной социал-демократии внимания к целому ряду ценностей, связанных с инициативой личности, с подлинной модернизацией экономики общества. Это всего лишь одна из форм выражения социал-демократии. Сделано это совсем по-другому, чем в большинстве других стран на Европейском континенте. Хотя бы потому, что Великобритания вообще очень отличается от других европейских стран. Англосаксонские общества вообще очень отличны от континентальных. И страны на юге Европы отличаются от стран на севере Европы. И поэтому одни и те же принципы и ценности осуществляются на практике по-разному. Что вполне понятно.

Кстати, одна из проблем, возникших на Западе в отношении проекта реформ для СССР, было нежелание признать специфичность того же Советского Союза. Почему-то считалось, что в СССР или затем в России за несколько месяцев или лет можно будет пройти тот же путь, на который в западных странах и обществах ушло более столетия. Более того, России навязывалась радикальная модель преобразований в столь радикальном виде, в каком она никогда не реализовывалась в самих западных странах. Эти рецепты вряд ли могли помочь не имеющей традиций свободного предпринимательства стране, к тому же с очень ограниченной инициативой предпринимательства у населения. И в социально-экономическом плане стране пришлось заплатить непомерно высокую цену за столь резкую трансформацию. Думаю, что не только Россия, но и все мы до сих пор расплачиваемся за отсутствие солидарности и поддержки переходного процесса.

– В России сейчас распространяется разочарование Западом, укрепляется впечатление, что Европа и США просто воспользовались распадом сверхдержавы для достижения собственных политических целей и вытеснения России из ее сфер влияния. При этом никто не собирался относиться к России как к равной и принимать ее в сообщество развитых стран.

– Динамика международных отношений такова, что очень часто интересы, политические и экономические, берут верх над принципами. Ослабление потенциала СССР и России, в том числе и военного, неизбежно вело к потере влияния и сфер влияния в глобальном масштабе. Такое происходит со всеми державами. Например, с Португалией в XVI столетии. С Великобританией, которая в ХХ веке утратила свою мощь и влияние в мире. Во многом ее заменили США. Нельзя же теперь заявлять, что это был дьявольский заговор США с целью лишить Великобританию ее влияния в мире. Многие вещи неизбежно происходят в развитии международных отношений, при крутых поворотах истории.

– Победа западного мира в холодной войне произошла под лозунгами стремления к свободе и противостояния тоталитарному подавлению. Но сегодня понятия «свобода» и «демократия» из оружия идеологического превратились в оружие настоящее. Во имя этих целей начинаются войны и силовым способом меняются режимы. Означает ли это победу или поражение свободы?

– Доктрина Социалистического интернационала в этом отношении очень ясная: демократия не навязывается извне, демократия строится изнутри. Ее нужно и должно поддерживать. Но демократия не насаждается ни силой, ни войной, к тому же в одностороннем порядке, не принимая во внимание международное право.

Для того чтобы двигать вперед демократию, необходима мобилизация усилий демократических государств всего мира. Я рад, что в то время, когда я был премьер-министром Португалии, произошло незабываемое событие: большинство населения земли стало жить при демократии, в демократических странах. Поддерживать строительство демократии во всем мире – главная задача. Но лучший способ добиваться этого – конечно же, не силовой путь.

Лиссабон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1700
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
830
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4198
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3262

Другие новости